г. Нижний Новгород 13 апреля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сорокина М.С, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Кондаурова А.Н. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости по частной жалобе Кондаурова А.Н. на определение судьи Саратовского областного суда от 24 февраля 2021 года о возвращении административного искового заявления, установил:
Кондауров А.Н. обратился в Саратовский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил:
пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", и установить ее равной рыночной стоимости в размере 4 419 000 рублей;
пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес" и установить ее равной рыночной стоимости в размере 5 439 000 рублей.
Определением судьи Саратовского областного суда от 24 февраля 2021 года административное исковое заявление возвращено Кондаурову А.Н. со всеми приложенными документами на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования настоящего спора.
Не согласившись с указанным определением, Кондауров А.Н. подал частную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное со ссылкой на то, что выводы судьи о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора противоречат положениям действующего законодательства, в частности абзацам первому и девятому статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), и препятствуют ему в реализации права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Перечень документов, которые должны быть приложены к административному исковому заявлению, определен статьями 126, 246 КАС РФ (часть 2 статьи 246 КАС РФ).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 125 КАС РФ если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом.
Если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 126 КАС РФ).
В силу положений пункта 6 части 2 статьи 246 КАС РФ помимо документов, указанных в статье 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случаях, установленных федеральным законом, прилагаются документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 129 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Из материалов дела следует, что Кондауров А.Н. является собственником земельных с кадастровыми номерами N.
Данные земельные участки были включены в принятое в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" (далее - Распоряжение N 1026-р), которым их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5 712 659, 52 рублей и 15 801 174, 35 рублей соответственно.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, Кондауров А.Н. 25 января 2021 года обратился в государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ СО "Госкадастроценка") с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, приложив к ним:
- отчет об оценке оценщика Р.Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 4 419 000 рублей;
- отчет об оценке оценщика Р.Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5 439 000 рублей.
Письмами ГБУ СО "Госкадастроценка" от 26 января 2021 года NN 51, 52 заявления были возвращены Кондаурову А.Н. без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ как поданные по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельных участков (1 января 2018 года).
19 февраля 2021 года Кондауров А.Н. обратился в Саратовский областной суд с настоящим административным исковым заявлением с приложением как отчетов об оценке оценщика Р.Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ N, так и писем ГБУ СО "Госкадастроценка" от 26 января 2021 года NN 51, 52.
Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Постановление N 1034-П) на территории Саратовской области" установлено, что применение на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года. Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Саратовской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ СО "Госкадастроценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Поскольку Кондауров А.Н. представил в суд письма ГБУ СО "Госкадастроценка" от 26 января 2021 года NN 51, 52 о возвращении его заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, которые решениями бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости не являются, суд пришел к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит возвращению на основании пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ ввиду не соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования настоящего спора.
С таким выводом судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Действительно, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 269-ФЗ и Постановлением N 1034-П установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с указанной даты в Саратовской области не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, в порядке реализации которых административный истец в 2021 году обратился в суд для рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков с требованиями об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2018 года.
В силу приведенных норм с 1 января 2021 года в данном субъекте Российской Федерации в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (кадастровая стоимость которых определена в порядке Федерального закона N 237-ФЗ), применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ и установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется ГБУ СО "Госкадастроценка".
Обратившись в 2021 году в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков, определенной в порядке Федерального закона N 237-ФЗ, в размере их рыночной стоимости, Кондауров А.Н. должен был руководствоваться положениями части 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ о том, что такие заявления могут быть поданы в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенных к ним отчетах об оценке.
Поскольку в отчетах об оценке оценщика Р.Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2018 года, заявления были возвращены Кондаурову А.Н. без рассмотрения письмами ГБУ СО "Госкадастроценка" от 26 января 2021 года NN 51, 52 (пункт 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ), которые по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ не относятся к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах выводы судьи об отсутствии оснований для принятия к производству и рассмотрения по существу требований Кондаурова А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, являются правильными.
Вопреки доводам частной жалобы возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на вышеуказанную дату, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, с 1 января 2021 года утрачена.
Ссылки в частной жалобе на нормы Федерального закона N 135-ФЗ являются несостоятельными, поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена Распоряжением N 1026-р по состоянию на 1 января 2018 года в порядке Федерального закона N 237-ФЗ.
Вместе с тем, верно установив вышеуказанные обстоятельства, судья пришел к ошибочному выводу о возвращении административного искового заявления ввиду не соблюдения Кондауровым А.Н. досудебного порядка урегулирования настоящего спора.
Судья не учел, что статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ установлен не обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории споров, несоблюдение которого является основанием для возвращения административного искового заявления (пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ), а иной - внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Саратовского областного суда от 24 февраля 2021 года - отменить.
Материал по административному исковому заявлению Кондаурова А.Н. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости направить в Саратовский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Саратовский областной суд.
Судья М.С. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.