Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Мироновой Н.В, Рогожиной Е.В, при секретаре судебного заседания Горине А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Зыряновой "данные изъяты" к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Финансовому управлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по гражданскому делу
по апелляционной жалобе Финансового управления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление Зыряновой "данные изъяты" удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рахимовой Л.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
административный истец Зырянова Н.М. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по гражданскому делу.
В обоснование изложенных в административном исковом заявлении требований, Зырянова Н.М. указала, что решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2017 года возложена обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Зыряновой Н.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения не менее 14 кв.м. Решение суда вступило в законную силу 12 сентября 2017 года. 16 октября 2017 года выдан исполнительный лист серии ФС N. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Башкортостан возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
До настоящего момента решение суда не исполнено.
В отношении должника Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан неоднократно выносились постановления по делу об административном правонарушении о назначении наказания по ч.1 ст. 17.15, ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 января 2018 года, 30 августа 2019 года).
4 марта 2020 года вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ в отношении неустановленного лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Административный истец считает, что длительное неисполнение решения суда, более 1021 дня на момент подачи административного иска в суд, действия должника, осуществляемые в целях исполнения решения суда, которые не были достаточно эффективными и достаточными, нарушают ее право на исполнение судебного акта в разумный срок, а также гарантированное Конституцией РФ право на жилище.
Административный истец Зырянова Н.М. просила суд взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан компенсацию в размере 1 000 000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года административное исковое заявление Зыряновой "данные изъяты" удовлетворено частично. Суд решил:
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств местного бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Зыряновой "данные изъяты" компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по гражданскому делу в размере 100 000 рублей.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики за счет средств местного бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Зыряновой "данные изъяты" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Зыряновой "данные изъяты" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по гражданскому делу отказать.
Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по гражданскому делу подлежит немедленному исполнению.
Не согласившись с указанным решением, Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об изменении решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года и уменьшить присужденную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до 30 000 рублей.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указало, что обеспечение жильем детей-сирот зависит от суммы выделенных лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу город Уфа РБ на приобретение жилья для данной категории граждан. Полномочия по распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Госстрой Республики Башкортостан является главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан. Нормативы расходов и соответственно размер предоставляемых местным бюджетам субвенции из бюджета Республики Башкортостан для осуществления соответствующих государственных полномочий устанавливаются законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год раздельно по каждому из передаваемых государственных полномочий.
Во исполнение решения администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставлена Зыряновой Н.М. однокомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 34, 8 кв.м. Зыряновой Н.М. произведен осмотр квартиры и написано заявление о предоставлении ей двухкомнатной квартиры, с учетом наличия у нее двоих несовершеннолетних детей.
Заявитель жалобы полагает, что со стороны администрации городского округа город Уфа были предприняты все меры к исполнению указанного решения для предоставления благоустроенного жилого помещения.
Размер компенсации, взысканный судом в сумме 100 000 рублей, является чрезмерно завышенным, судом первой инстанции не обоснован и подлежит уменьшению.
Кроме того, Верховный Суд Республики Башкортостан посчитал, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств местного бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Однако, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Финансовое управление являются разными самостоятельными юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и несут ответственность каждый по своим обязательствам самостоятельно и не могут нести обязательства друг друга.
Относительно доводов апелляционной жалобы Зыряновой Н.М. представлены возражения, в которых содержатся требования об оставлении решения Верховного суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Рахимова Л.Г, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что, по мнению представляемой ею организации, в связи с принятием администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановления от 21 сентября 2020 года N 1177, в соответствии с которым, Зыряновой Н.М. было предоставлено жилое помещение общей площадью 34, 8 кв. м, решение суда в настоящее время исполнено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Зыряновой Н.М.
Согласно пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
Исходя из положений части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 40, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации).
В пунктах 48, 55, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснено, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 434 ГПК РФ). В общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ).
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Калининского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2017 года исковое заявление Зыряновой "данные изъяты" к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления для включения в список детей-сирот, признании права постановки на учет, об установлении срока предоставления жилья удовлетворено.
Суд восстановил Зыряновой Н.М. пропущенный срок на подачу заявления для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, признал за Зыряновой Н.М. право на обеспечение жилым помещением и обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Зыряновой Н.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет в черте города Уфы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения не менее 14 кв.м (л.д.92-98 материалы гражданского дела N).
Решение суда вступило в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 12 сентября 2017 года (л.д.134-142 материалы гражданского дела N).
Согласно информации, содержащейся в справочном листе гражданского дела N, ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист серии ФС N получен ФИО1
30 октября 2017 года исполнительный лист поступил в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан на исполнение (л.д.170 т.1).
На основании поступившего исполнительного листа, 3 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. возбуждено исполнительное производство N в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении Зыряновой Н.М. жилого помещения, которым должнику - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа, а при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительных документов, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 10 ноября 2017 года (л.д.174 т.1).
В установленный срок решение суда исполнено не было.
В ходе совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно: должнику вынесено предупреждение о необходимости исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда, а также разъяснено, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению, он может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ, 30 января 2018 года Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей; 12 декабря 2018 года, 10 апреля 2018 года, 30 августа 2019 года, 27 февраля 2020 года, 17 июня 2020 года Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что общая продолжительность исполнения решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2017 года составила 3 года 10 дней, в связи с чем судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не может быть признан разумным, поскольку не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решений суда.
Учитывая обстоятельства, связанные с неисполнением вступившего в законную силу решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2017 года, недостаточность и неэффективность мер, принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, отношение административного ответчика к вопросу исполнения судебного решения, общую продолжительность срока его неисполнения, последствия и значимость нарушения права на судопроизводство в разумный срок для административного истца, практику Европейского Суда по правам человека, требования разумности и справедливости, правомерно пришел к выводу о том, что в пользу Зыряновой Н.В. подлежит взысканию компенсация в размере 100 000 рублей.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен в соответствии с требованиями Закона N 68-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Зыряновой Н.М. требования о присуждении компенсации в размере 1 000 000 рублей являются чрезмерными, не соответствующими допущенному нарушению разумного срока исполнения вступившего в законную силу решения суда, его продолжительности и значимости последствий этого для административного истца, и взыскал в пользу Зыряновой Н.М. компенсацию в размере 100 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что размер компенсации в сумме 100 000 рублей является чрезмерно завышенным, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов в оценке обстоятельств конкретных дел. В данном случае, суд принял во внимание длительность неисполнения судебного акта, отсутствие у истца какого-либо жилого помещения в пользовании, либо собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что резолютивная часть решения содержит выводы о взыскании компенсации с двух самостоятельных юридических лиц судебной коллегией во внимание не принимаются в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N68-ФЗ, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В соответствии со статьями 1, 4 Положения о финансовом управлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N11/31, указанное управление является структурным подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах компетенции муниципального образования, устанавливаемой Уставом городского округа, а также главным распорядителем средств бюджета городского округа, деятельность которого финансируется за счет средств бюджета городского округа в соответствии с бюджетной сметой, и, обладая правами юридического лица, исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета городского округа по искам к городскому округу, по денежным обязательствам казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа, ведение учета и хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Таким образом, решение о присуждении компенсации за счет средств казны муниципального образования подлежит исполнению финансовым органом муниципального образования, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает финансовое управление администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановилрешение по делу. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены определения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную административным ответчиком при рассмотрении дела, которые были предметом исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм административного процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения или его изменение, судом первой инстанции допущено не было, нормы материального права судом применены верно, в связи с изложенным и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.