Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу исполняющей обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 5 ноября 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 5 ноября 2020, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 декабря 2020, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющая обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименова О.В, направившая настоящее дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, просит их отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.
Ульяновская региональная общественная организация помощи семье и детям "Совет молодых семей",, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении вышеуказанной жалобы в установленный срок свои возражения на данную жалобу не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из протокола об административном правонарушении, составленного главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области 14 октября 2020, следует, что Ульяновская региональная общественная организация помощи семье и детям "Совет молодых семей" в нарушение требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не проинформировала уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, за 2019 год; в нарушение требований абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N82-ФЗ "Об общественных объединениях", абзаца 1 пункта 3, пункта 3.1 статьи 32Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не представила отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме N ОНОООЗ, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 N 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности", либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а
также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за 2019; в нарушение абзаца 1 пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2019 год.
В связи с выявленными нарушениями, 13 августа 2020 в адрес общественной организации вынесено письменное предупреждение об устранении в срок до 13 октября 2020 данных нарушений законодательства и представлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
Поскольку в срок до 13 октября 2020 вышеуказанное предупреждение не исполнено, бездействие Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья при рассмотрении настоящего дела, установив, что Приказом Минюста России от 15.04.2020 N 103 предусмотрен срок для размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 год - до 1 июля 2020, что свидетельствует о том, что некоммерческая организация в силу абзаца 4, 8 статьи 29 Федерального закона Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и абзаца 1 пункта 3.1, пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязана в определенный законом срок, сообщать в орган, принявший решение о государственной регистрации такой организации указанные сведения, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения предупреждения о предоставлении сведений об устранении выявленных нарушений с установления срока его исполнения, и прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в бездействии Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" состава административного правонарушения.
С выводами мирового судьи, изложенными в вынесенном постановлении, согласился и судья районного суда.
Между тем, мировым судьей судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска не учтено следующее.
В соответствии с абзацем 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7 "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 статьи 38 данного Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В названном законе данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.
Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации, принимающее решение о государственной регистрации общественных объединений, и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения общественным объединением законодательства Российской Федерации вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.
Пунктом 82 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 N 456, установлено, что специалист готовит проект предупреждения (представления). В предупреждении (представлении) указываются: дата вынесения предупреждения (представления); наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление); содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца, в отношении политических партий - не менее двух месяцев); порядок информирования центрального аппарата (территориального органа) об устранении нарушений.
Таким образом, предупреждение (представление, предписание) об устранении общественной организацией нарушений требований законодательства Российской Федерации представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за соответствием деятельности общественных организаций уставным целям и задачам, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения выявлены, обязанности по их устранению в определенный срок.
За невыполнение в установленный срок предупреждения (представление, предписание) предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 13 августа 2020 об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.
В связи с невыполнением в установленный срок законного предупреждения в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для повторного требования от Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей" необходимых сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку такое требование повторным не является и его невыполнение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные мировым судьей судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей".
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 5 ноября 2020, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 28 декабря 2020, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей", подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса для юридических лиц, составляет три месяца и на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу исполняющей обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 5 ноября 2020 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2020, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ульяновской региональной общественной организации помощи семье и детям "Совет молодых семей", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.