Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 11 августа 2020 года по административному делу N 2а-3-223/2020 по административному исковому заявлению прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения представителей администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области Голубевой Т.В. и Храмовой О.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Мигунова В.Ю, просившего отменить судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 11 августа 2020 года, административное исковое заявление прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области удовлетворено. На администрацию муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области возложена обязанность поставить на кадастровый учёт земельные участки с сооруженными на них кладбищами, находящиеся в:
- 784 метрах северо-восточнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, п. Новая Воля, ул. Вольская, д. 34;
- 287 метрах южнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Малое Нагаткино, ул. Новый Порядок, д. 34;
- 388 метрах восточнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, ул. Территория колхоза, д. 4;
- 350 метрах северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, п. Клин, ул. Клинская, д. 7;
- 351 метре южнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Новые Тимерсяны, ул. Южная, д. 6;
- 326 метрах северо-западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Норовка, ул. Луговая, д. 1;
- 527 метрах западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, п. Орловка, ул. Овражная, д. 22;
- 572 метрах юго-восточнее здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д. Садки, ул. Овражная, д. 8.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, представитель администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, указывая, что прокурор Цильнинского района Ульяновской области ранее уже обращался в суд с аналогичными требованиями о том же предмете и по тем же основаниям. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 2 марта 2019 года по делу N 2а-2082/2019 заявленные требования удовлетворены частично. Просит прекратить производство по данному административному делу, поскольку повторное обращение по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Судами установлено, что на территории муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" имеется 13 кладбищ, которые расположены: 784 метра северо-восточнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, п. Новая Воля, ул. Вольская, д. 34; 287 метров южнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Малое Нагаткино, ул. Новый Порядок, д. 34; 146 метров южнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Крестниково, ул. Церковная, д. 42; 230 метров западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, ул. 50 лет Победы, д. 2; 388 метров восточнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, ул. Территория колхоза, д. 4; 350 метров северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, п. Клин, ул. Клинская, д. 7; 290 метров южнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Новые Тимерсяны, ул. Кооперативная, д. 62; 351 метр южнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Новые Тимерсяны, ул. Южная, д. 6; 326 метров северо-западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Норовка, ул. Луговая, д. 1; 527 метров западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, пос. Орловка, ул. Овражная, д. 22; 572 метра юго-восточнее здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д. Садки, ул. Овражная, д. 8; 322 метра западнее жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, пос. Солнце, ул. Колхозная, д. 1; 200 метров восточнее земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, д. Степная Репьевка, пер. Молочный, д. 8.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрация муниципального образования "Цильнинский район" должные меры по реализации полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не принимает. Бездействием администрации муниципального образования "Цильнинский район" нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и как следствие создает угрозу жизни и здоровью жителям населенного пункта. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения.
Судами первой и апелляционной инстанции также установлено, что ранее прокурор Цильнинского района Ульяновской области уже обращался в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с аналогичными требованиями. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2019 года по административному делу N 2а-2082/2019 его требования в части названных выше кладбищ оставлены без удовлетворения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что оснований считать, что судом рассмотрены требования к тем же ответчикам о том же предмете и по тем же основаниям не имеется, поскольку основанием для обращения в суд с настоящим административным иском явились результаты проверки, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области в марте 2020 года, а основанием для обращения в суд по делу N 2а-2082/2019 послужили прокурорские проверки, проведённые в ноябре 2018 года. Кроме того, по делу N 2а-2082/2019 прокурором были заявлены требования к двум административным ответчикам: администрации муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области и администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, а в настоящем деле заявлены требования лишь к одному из них - администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области. Также основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском явилось длительное неисполнение администрацией района обязанности по постановке на кадастровый учёт земельных участков с расположенными на них кладбищами, непроведение работ, направленных на межевание данных участков и, как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Между тем по смыслу статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. То есть повторным обращением в суд не допускается преодоление ранее вынесенного судебного акта. Иное противоречило бы принципу правовой определённости.
Вышеприведённые выводы судебных инстанций не могут быть признаны правильными, поскольку в полной мере не учитывают положения процессуального закона. Проведение последующей прокурорской проверки не свидетельствует о возникновении новых оснований для обращения в суд.
Разрешая заявленные требования, суду первой инстанции необходимо было соотнести их с требованиями, заявленными прокурором Цильнинского района Ульяновской области при рассмотрении административного дела N 2а-2082/2019, и основаниями, в связи с которыми они заявлялись.
При таких обстоятельствах постановленные по административному делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечёт их отмену с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе нового рассмотрения суду необходимо учесть приведенное выше, установить обстоятельства, имеющие правовое значение по данному делу, принять законное и обоснованное решение в точном соответствии с требованиями процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 11 августа 2020 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Ульяновский районный суд Ульяновской области в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 4 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.