Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Красных Валентины Александровны, поданную 19 февраля 2021 года, на решение Нолинского районного суда Кировской области от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 декабря 2020 года по административному делу N 2а-182/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 10 по Кировской области о взыскании с Красных Валентины Александровны обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Нолинского районного суда Кировской области от 1 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 декабря 2020 года, требования Межрайонной ИФНС России N 10 по Кировской области к Красных В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени удовлетворены. С Красных В.А. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года за 2019 - 2020 годы в сумме 9 872 рубля 49 копеек и пени за 2020 год в сумме 49 рублей 53 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 1 января 2017 года за 2019 - 2020 годы в сумме 736 рублей 66 копеек и пени за 2020 год в сумме 2 рубля 21 копейка, всего 10 660 рублей 89 копеек. С Красных В.А. также взыскана государственная пошлина в размере 426 рублей 44 копейки.
В кассационной жалобе Красных В.А. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на исполнение обязанности по уплате налогов и страховых взносов в полном объёме. Более того, указывает на то, что, являясь индивидуальным предпринимателем, она применяла упрощённую систему налогообложения и уплачивала единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД). Вместе с тем в связи с расторжением 29 ноября 2019 года договора аренды помещения, являвшегося единственной торговой точкой, и отсутствием дохода ею были поданы "нулевые" декларации, что позволяло ей уменьшить сумму подлежащего уплате ЕНВД на 100% страховых взносов. Кроме того, после прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Пенсионный фонд Российской Федерации пенсию, получателем которой она является с 15 ноября 2015 года, в повышенном размере не начислил, за весь период уплаты страховых взносов повышение не производил, в связи с чем, по мнению заявителя, она имеет право на страховой вычет в размере подлежащих уплате страховых взносов в счёт погашения задолженности. Полагает, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, поскольку должно было рассматриваться арбитражным судом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы Красных В.А. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не были допущены нарушения такого характера.
Положениями Федерального закона от 30 июля 2016 года N 243-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаётся осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 5 - 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчётный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчётный период 2020 года.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование:
за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов;
за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Судами установлено, что что в период с 31 января 2018 года по 21 января 2020 года Красных В.А. являлась индивидуальным предпринимателем.
В адрес Красных В.А. направлено требование N 638 по состоянию на 29 января 2020 года о необходимости уплаты: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, осуществляемым с 1 января 2017 года, за 2019 год в сумме 8040 рублей 75 копеек и пени в сумме 46 рублей 90 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС, осуществляемым с 1 января 2017 года, за 2019 год в сумме 261 рубль и пени в сумме 1 рубль 52 копейки. Установлен срок исполнения - до 11 марта 2020 года.
Также в адрес административного ответчика направлено требование N 1523 по состоянию на 13 февраля 2020 года о необходимости уплаты: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, осуществляемым с 1 января 2017 года, за 2020 год в сумме 1831 рубль 74 копейки и пени в сумме 2 рубля 63 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС, осуществляемым с 1 января 2017 года, за 2020 год в сумме 475 рублей 66 копеек и пени в сумме 69 копейки. Установлен срок исполнения - до 7 апреля 2020 года.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Кировской области обратилась к мировому судье судебного участка N 43 Нолинского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Красных В.А. задолженности по страховым взносам и пени по указанному выше требованию в общей сумме 10 660, 89 руб. Выданный мировым судьей 24 апреля 2020 года судебный приказ N 2а-263/2020 о взыскании с Красных В.А. задолженности по страховым взносам и пени отменен 6 мая 2020 года.
24 июля 2020 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной ИФНС N 10 по Кировской области, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что расчёт налоговым органом обязательных платежей соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности соблюдены, однако обязательства по уплате обязательных платежей административным ответчиком не исполнены. Сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Данный вывод является правильным, поскольку подтверждается материалами дела и установленными судом обстоятельствами. Вопреки доводам кассационной жалобы, налоговым органом правильно исчислен размер страховых взносов, подлежащих уплате Красных В.А.
Приведёнными выше законоположениями предусмотрены случаи освобождения плательщиков страховых взносов от их уплаты. Таких оснований применительно к Красных В.А. не установлено. Также не основаны на законе доводы о наличии права Красных В.А. на уменьшение суммы ЕНВД на уплаченные страховые взносы, поскольку взносы не оплачены. В этой связи доводы кассационной жалобы в этой части несостоятельны.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о неподсудности дела суду общей юрисдикции.
Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит сведения о дате прекращения деятельности Красных В.А. - 21 января 2020 года. Ссылки подателя жалобы на иные даты несостоятельны.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нолинского районного суда Кировской области от 1 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Красных В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.