Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В. и Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефимова Олега Игоревича, поданную 26 февраля 2021 года, на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1988/2020 по административному исковому заявлению Ефимова Олега Игоревича к призывной комиссии Советского района города Казани, призывной комиссии Республики Татарстан, отделу Военного комиссариата Республики Татарстан в Советском районе города Казани, Военному комиссариату Республики Татарстан об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Казани от 3 августа 2020 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Сада Республики Татарстан от 24 ноября 2020 года, отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Ефимова О.И.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Ефимов О.И. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии по делу нового решения.
В обоснование указывает, что принятое судами решение противоречит нормам действующего законодательства. Военную службу по призыву он не прошел по независящим от него причинам, военный комиссариат всегда располагал актуальными сведениями о месте его проживания, повестки не получал, от их получения не уклонялся. Кроме того, имеется факт присвоения категории "В" по медицинским показаниям, которая освобождает от военной обязанности в мирное время. Данная категория подтверждается официальным документом, выданным военным комиссариатом.
Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Ефимова О.И. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан по несению военной службы в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-Ф3).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
В силу пункта 1.1 статьи 28 Закона N 53-Ф3 при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-Ф3, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 53-Ф3 проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона N 53-Ф3. В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Закона N 53-Ф3 граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учёта, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учётную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
В Обзоре судебной практики N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, указано, что на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы N 197 от 10 сентября 2007 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция).
Подпунктом "а" пункта 4 Инструкции предусмотрена обязанность военных комиссаров по составлению ежегодно (до 15 января) и направлению в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списков граждан:
уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;
которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (далее именуются - повестки), не представилось возможным вручить в установленном порядке;
не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.
Судами установлено, что административный истец Ефимов О.И. состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата по Советскому району города Казани с 26 февраля 2011 года. В период с 30 июля 2010 по 30 июля 2019 года он являлся лицом призывного возраста.
21 апреля 2015 года Ефимову О.И. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30 июня 2017 года в связи с обучением в Казанском (Приволжском) федеральном университете по очной форме обучения.
26 мая 2017 года административный истец закончил обучение в названном учебном заведении.
Решением призывной комиссии Советского района города Казани от 25 октября 2019 года N 6/У на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 25 Закона N 53-Ф3 Ефимов О.И. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что
принятое призывной комиссией решение соответствует требованиям действующего законодательства. Сотрудниками военного комиссариата Советского района города Казани проведены все необходимые и зависящие от них мероприятия, связанные с призывом Ефимова О.И. на военную службу.
Данные выводы, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Так, судами обоснованно принято во внимание, что сотрудниками военного комиссариата Советского района города Казани по адресу места жительства призывника ("адрес") многократно направлялись повестки с обязательством о явке в военный комиссариат.
В связи с невозможностью вручения повесток административным ответчиком неоднократно направлялись обращения к начальнику ОП N 13 "Азино-2" УМВД Российской Федерации по городу Казани с просьбой доставления призывника Ефимова О.И. Из многочисленных рапортов сотрудников отдела полиции N 13 "Азино-2" УМВД Российской Федерации по городу Казани, выходивших по адресу регистрации призывника Ефимова О.И, следует, что установить его место жительства не удалось, по адресу регистрации: "адрес", проживают квартиранты.
В ходе розыскных мероприятий установлено что с 4 февраля 2015 года призывник зарегистрирован по адресу: "адрес".
Начальнику ОП "Гвардейский" УМВД Российской Федерации по городу Казани также направлено соответствующее обращение об установлении места нахождения призывника.
По иному адресу регистрации призывника, а именно: "адрес", также не удалось установить никаких сведений, поскольку дверь квартиры не открывали.
При этом судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что Закон N 53-Ф3 возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), в том числе: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Административный истец в нарушение приведенных норм законодательства не предоставил указанные выше сведения.
Доводу заявителя о присвоении ему категории годности "В" (не годен, подлежит призыву только в военное время) дана правильная критическая оценка, поскольку в ходе мероприятий по призыву граждан на военную службу Ефимову О.И. не устанавливалась врачами-специалистами по результатам медицинского освидетельствования категория годности к военной службе "В", "Д". На этом основании призывная комиссия не принимала решения об освобождении административного истца от призыва на военную службу. К тому же, согласно медицинским документам, Ефимов О.И. не завершил медицинское освидетельствование. Кроме того, от административного истца не поступало жалоб о несогласии с медицинским заключением, о его годности к военной службе. Более того, административный истец не прибыл на сборный пункт Республики Татарстан, не прошел контрольное медицинское освидетельствование, которое проводится врачами-специалистами военно-врачебной комиссией отдела военного комиссариата Республики Татарстан, членами призывной комиссии Республики Татарстан.
Нарушений материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ефимова О.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.