Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Улановой Е.С, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-1886/2020 по иску Колиниченко Ларисы Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Колиниченко Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге), указав, что 26 ноября 2019 года подала в УПФР в г. Оренбурге заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в г. Оренбурге от 31 декабря 2019 года Колиниченко Л.П. отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. С учетом уточнения исковых требований просила признать частично незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 31 декабря 2019 года; обязать УПФР в г. Оренбурге включить в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 1 июня 1999 года по 29 июня 1999 года, с 12 мая 2004 года по 24 июня 2004 года, с 2
октября 2006 года по 14 октября 2006 года, а также работы с 17 февраля 1989 года по 31 июля 1991 года палатной медсестрой во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга, с 1 августа 1991 года по 19 декабря 1991 года врачом - интерном анестезиологом - реаниматологом в отделении реанимации 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга, с 20 декабря 1991 года по 31 июля 1992 года врачом - интерном по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации Медсанчасти N2 ПО "Оренбурггазпром" (центр детской хирургии), с 3 августа 1992 года по 1 февраля 1993 года врачом - анестезиологом - реаниматологом в Городском родильном доме г. Оренбурга; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года, исковые требования Колиниченко Л.П. удовлетворены частично. Суд признал решение УПФР в г. Оренбурге от 31 декабря 2019 года незаконным в части отказа Колиниченко Л.П. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев: с 17 февраля 1989 года по 31 июля 1991 года - медицинская сестра палатная в отделении реанимации во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга, с 1 августа 1991 по 19 декабря 1991 года - врач-интерн по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в детской больнице г. Оренбурга, с 20 декабря 1991 года по 31 июля 1992 года - врач-интерн по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в Медсанчасти N 2 ПО "Оренбурггазпром", с 3 августа 1992 года по 1 февраля 1993 года - врач-анестезиолог-реаниматолог в Городском родильном доме г. Оренбурга, с 1 июня 1999 года по 29 июня 1999 года, с 12 мая 2004 года по 24 июня 2004 года, с 2 октября 2006 года по 14 октября 2006 года - курсы повышения квалификации. Суд обязал УПФР в г. Оренбурге включить Колиниченко Л.П. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев. В удовлетворении исковых требований Колиниченко Л.П. о компенсации морального вреда отказано. С УПФР в г. Оренбурге в пользу Колиниченко Л.П. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
УПФР в г. Оренбурге обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить в части включения Колиниченко Л.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периодов работы с 17 февраля 1989 года по 31 июля 1991 года - медицинская сестра палатная в отделении реанимации во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга, с 1 августа 1991 года по 19 декабря 1991 года - врач-интерн по анестезиологии отделения анестезиологии и реанимации в детской больнице г. Оренбурга, с 20 декабря 1991 года по 31 июля 1992 года - врач-интерн по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в Медсанчасти N2 ПО "Оренбурггазпром", с 3 августа 1992 года по 1 февраля 1993 года - врач-анестезиолог-реаниматолог в Городском родильном доме г. Оренбурга, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Колиниченко Л.П.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что 26 ноября 2019 года Колиниченко Л.П. обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Оренбурге от 31 декабря 2019 года Колиниченко Л.П. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 27 лет 8 месяцев 21 день, требуется 30 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Колиниченко Л.П. об обязании ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы истицы с 17 февраля 1989 года по 31 июля 1991 года в должности медицинской сестры палатной в отделении реанимации во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга, суд первой инстанции исходил из того, что представленными документами подтверждается работа истицы в анестезиолога реанимационном отделении 2-ой Городской детской больницы г. Оренбурга, которое соответствует отделениям анестезиологии реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 1 августа 1991 года по 19 декабря 1991 года в должности врача-интерна по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в детской больнице г. Оренбурга и с 20 декабря 1991 года по 31 июля 1992 года в должности врача-интерна по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в Медсанчасти N 2 ПО "Оренбурггазпром", суд первой инстанции с учетом Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, оценив представленные работодателями справки, операционные журналы, подтверждающие участие истицы в операциях, установилфакт осуществления Колиниченко Л.П. функциональных обязанностей врача.
Удовлетворяя требования Колиниченко Л.П. в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в льготном исчислении периодов работы истицы с 3 августа 1992 года по 1 февраля 1993 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в Городском родильном доме г. Оренбурга, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды Колиниченко Л.П. работала в составе операционной бригады, что дает ей право на льготное исчисление выслуги лет в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включение истице периода работы медицинской сестрой палатной в отделении реанимации во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга. с 17.02.1989г. по 31.07.1991г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку льготное исчисление стажа (1 год за 1 год 6 месяцев) за работу в отделении реанимации Поставлением N 1397 не было предусмотрено, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее -Список N1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Постановление N 1397).
Стаж работы истицы с 17.02.1989г. по 31.07.1991г. в должности медицинской сестры палатной в отделении реанимации во 2-ой Городской детской больнице г. Оренбурга может быть исчислен с применением Списка N781, либо по ранее действовавшему законодательству - Постановлению N1397.
Льготный порядок исчисления стажа медицинским сестрам палатным отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения предусмотрен Списком N 781.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о возможности применения к спорному периоду только Постановления N1397 не основан на нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в льготный стаж периодов работы с 01.08.1991г. по 19.12.1991г. врачом-интерном по анестезиологии отделения анестезиологии и реанимации в детской больнице г. Оренбурга, с 20.12.1991г. по 31.07.1992г. врачом-интерном по анестезиологии в отделении анестезиологии и реанимации в Медсанчасти N2 ПО "Оренбурггазпром" являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что справкой от 26 апреля 2019 года N36, приказом N 84-К от 5.08.199г.1, приказом N 136-К от 18.12.1991г, приказом N706 от 27.06.1991г, справкой N 61 от 29.06.2018г, приказом от 29.01.1992г. N 18-к, приказом от 7.07.1992г. N 100-к, представленными в материалы дела операционными журналами и другими исследованными судом документами, подтверждается факт работы истицы на 1, 0 ставку в должности врача-интерна по анестезиологии - реаниматологии с 1.08.1991г. по 31.07.1992г.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, обоснованно включили указанные периоды в льготный стаж.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном решение суда в части обязания УПФР в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периода работы с 03.08.1992г. по 01.02.1993г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в Городском родильном доме г. Оренбурга, поскольку отсутствует информация о работе в отделении (группе) анестезиологии-реанимации, отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии, в связи с чем, применить льготное исчисление стажа не предоставляется возможным, также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы и были правомерно отклонены по изложенным в апелляционном определении основаниям.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Е.С. Уланова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.