Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главы администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края Грибенника А.Д. на вступившее в законную силу решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 октября 2020 года, вынесенное в отношении администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Шаповаловой Н.А. от 23 июля 2019 года N 582, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 сентября 2019 года, администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Определением судьи Ставропольского краевого суда от 13 ноября 2019 года жалоба главы администрации Ленинского района г. Ставрополя на вышеуказанные постановление должностного лица и решение судьи возвращена заявителю без рассмотрения по существу в связи с подачей жалобы по истечении установленного законом десятидневного срока без ходатайства о его восстановлении.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июля 2020 года определение судьи Ставропольского краевого суда от 13 ноября 2019 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд.
При новом рассмотрении решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 октября 2020 года решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Ленинского района г. Ставрополя Грибенник А.Д. просит отменить решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 октября 2020 года, считая его незаконным и необоснованным, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 указанного Закона).
Согласно пункту 1.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края к административной ответственности) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к административной ответственности на основании указанной выше нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 23 мая 2019 года в 10 часов 00 минут администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края в нарушении пункта 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Содержание территории населенных мест" в районе домовладений по ул. Горная, 71, - пер. Баумана, 99, в г. Ставрополе, не обеспечила рациональный сбор, быстрое удаление уличного мусора (обрезанные ветки, сухая трава, старые оконные рамы, автомобильные шины, гнилые доски, пластиковые пакеты и т.п.).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 июня 2019 года (л.д. 125), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лиц или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23 мая 2019 года (л.д. 138-141); фотоснимками (л.д. 26-29) другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что обязанность по сбору уличного мусора исполняется администрацией путем заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежат отклонению, поскольку обязанность органа местного самоуправления, которым является администрация Ленинского района г. Ставрополя, по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, закреплена во взаимосвязанных положениях пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 10 января 2002 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 6.3 названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 октября 2020 года, вынесенное в отношении администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края Грибенника А.Д. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Поляков О.А.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.