Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главы администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края Грибенника А.Д. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 августа 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Ставрополя - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю N 132 от 02 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 августа 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 сентября 2020 года, администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Ленинского района города Ставрополя Грибенник А.Д. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении администрации, считая их незаконными и необоснованными, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края должностным лицом ГУ МЧС России по Ставропольскому краю к административной ответственности на основании указанной выше нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в нарушение пункта 17 (1) Правил администрацией на земельном участке с координатами 45.039626 42.034088, расположенном в районе ул. Десантников, 7, г. Ставрополя Ставропольского края не произведен покос сухой травы, в результате чего 15 апреля 2020 года в 12 часов 16 минут произошло ее возгорание.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 мая 2020 года (л.д. 14-16), рапортами старшего инспектора ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь) от 15 апреля и 14 мая 2020 года (л.д. 35-36); донесением о пожаре от 15 апреля 2020 года (л.д. 37-38); письменным объяснением Зубко М.Б. от 15 апреля 2020 года (л.д. 39); письменным объяснением Демченко Д.А. от 15 апреля 2020 года (л.д. 40); план-схемой горения мусора (травы) на открытой территории от 15 апреля 2020 года (л.д. 41); публичной кадастровой картой (л.д. 42); сведениями из Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 13 мая 2020 года с приложенной схемой (л.д. 43-45); рапортами УУП ОУУП и ДН ОП N 1 ОМВД России по г. Ставрополю от 15 апреля 2020 года (л.д. 48-49), другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Бездействие юридического лица квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и требований Правил противопожарного режима.
Довод жалобы о том, что администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края не является субъектом вменяемого административного правонарушения является несостоятельным.
Согласно сведениям из Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 13 мая 2020 года с приложенной схемой, территория ул. Десантников, 7, г. Ставрополя Ставропольского края, где 15 апреля 2020 года произошло возгорание, относится к территории Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края (л.д. 43-45).
Имеющиеся в материалах дела информация из Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя N 08/17-2631 от 07 июля 2020 года, что территория указанного земельного участка не сформирована, государственная или муниципальная собственность не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование администрации не передавалась (л.д. 69), а также справка администрации N 07/1 от 07 июля 2020 года, согласно которой указанный земельный участок на балансе администрации в качестве имущества муниципальной казны не числится (л.д. 71) не являются основанием для освобождения привлеченного юридического лица от административной ответственности, поскольку данная территория входит в административные границы Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края.
Бездействие администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области пожарной безопасности, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому она обоснованно привлечена к административной ответственности.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящей жалобе глава администрации утверждает, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место в связи с отсутствием бюджетного финансирования.
Данный довод не может повлечь признание состоявшихся по делу постановлений незаконными.
Согласно статье 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
При этом материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что законным представителем администрации вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности. Документов, которые могли бы свидетельствовать об обратном, не имеется.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что юридическим лицом не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 августа 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 сентября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края Грибенника А.Д. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Савина О.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.