Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 26 марта 2021 года) жалобу главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 6 июля 2020 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - члена единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг - главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019 должностное лицо - член единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг - главный специалист отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцева М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 декабря 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мальцевой М.А. прекращено на основании пункта 2 части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 13 мая 2020 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 декабря 2019 года отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Ставрополя.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 6 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Мальцева М.М. просит отменить постановленные по делу акты как незаконные, производство по делу об административном нарушении прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено частью 25 статьи 99 того же Федерального закона.
Согласно положениям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправных действий (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами единой комиссии комитета Ставропольского края по государственным закупкам при проведении процедуры определения поставщика в рамках электронного аукциона N 0121200004719000340 - выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Строительство детского сада в городе-курорте Кисловодске ("адрес")" отклонена заявка "ООО Стройжилсервис" в связи непредоставлением документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету контракта.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 мая 2019 года по делу N 026/06/69-514/2019 действия комитета Ставропольского края по государственным закупкам признаны незаконными, выдано обязательное для исполнения предписание N 222, в соответствии с которым предписано отменить протокол подведения итогов аукциона в электронной форме N 0121200004719000340, процедуру рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в аукционе в электронной форме, провести повторно. Срок исполнения предписания установлен в течение десяти дней с момента его размещения на официальном сайте.
При повторном проведении процедуры рассмотрения заявок 18 июня 2019 года предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю должностными лицами единой комиссии комитета Ставропольского края по государственным закупкам не было исполнено, так как заявка "ООО Стройжилсервис" признана не соответствующей требованиям закона и документации аукциона по тем же основаниям, что и при первичном рассмотрении заявки.
Отклонение указанной заявки должностными лицами комитета Ставропольского края по государственным закупкам задержало начало выполнения работ по строительству детского сада.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 октября 2019 года должностного лица члена единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ услуг - главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из диспозиции части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является неисполнение не любого, а лишь законного предписания контролирующего органа.
Вступившим 22 июня 2020 года в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23 января 2020 года по делу NА63-17078/2019 решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 мая 2019 по делу N 026/06/69-514/2019 о нарушении законодательства о закупках признано незаконным, предписание от 1 июля 2019 года N 222 - недействительным.
Таким образом, к моменту рассмотрения судебными инстанциями жалоб главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. имелось вступившее в законную силу судебное постановление, которым предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 мая 2019 года, неисполнение которого вменено лицу, привлекаемому к административной ответственности, признано незаконным.
Учитывая изложенное, выводы должностного лица и судов о наличии в деянии Мальцевой М.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Следовательно, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 6 июля 2020 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - члена единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг - главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Мальцевой Марины Александровны удовлетворить.
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В. от 2 октября 2019 года N 026\04\19.5-1317\2019, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 6 июля 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - члена единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг - главного специалиста отдела проведения конкурентных процедур комитета Ставропольского края по государственным закупкам Мальцевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья районного суда Волковская М.В.
судья краевого суда Корнушенко О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.