Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 18 марта 2021 г.) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна" Л.Н.Г. на вступившее в законную силу решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Миронченко А.И. от ДД.ММ.ГГГГ N общество с ограниченной ответственностью "Новая Волна" (далее также - ООО "Новая Волна", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2020 г. назначенное обществу административное наказание снижено до 50 000 рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 27 января 2021 г. решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Новая Волна" Ластовкина Н.Г. просит отменить решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2020 г, вынесенное в отношении общества по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно части 16 названной статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.
На основании подпункта "б" пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили обстоятельства того, что 27 мая 2020 г. в 12 часов 10 минут, в ходе мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акваторий водоемов, транспортных средств, по рассмотрению обращения главы Солнечнодольского территориального управления администрации Изобильненского городского округа, в 2-х км восточнее п. Солнечнодольск, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в границах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны Новотрицкого водохранилища обнаружено ведение хозяйственной деятельности, выразившейся в размещении отвалов размываемых грунтов размером 2х1х0, 4 м, движение и стоянки строительной техники экскаватора Hundai без государственного регистрационного знака на расстоянии 21 м от береговой линии и экскаватора МТЗ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" на расстоянии 12 м 50 см от уреза воды вне дорог и стоянок на дорогах, имеющих твердое покрытие по планировке территории земельного участка без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе, актом осмотра и схемы к нему "данные изъяты" рапортом государственного инспектора Прикавказского отдела Государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства "данные изъяты" договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" фотоматериалом "данные изъяты" и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" который отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Новая Волна" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание ООО "Новая Волна" снижено с применением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствующие суждения обоснованно признал верными судья Ставропольского краевого суда.
Доводы жалобы о том, что общество выполнило все предусмотренные законодательством по охране объектов растительного мира и водных объектов на арендуемом участке, не опровергают выводы должностного лица и судьи районного суда, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица.
В силу частей 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Из приведенных положений следует, что ограничения права частной собственности, в том числе права владения, пользования и распоряжения землей, могут быть установлены законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).
Как следует из ответа Азово-Черноморского территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Новая Волна" о согласовании хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не обращалось.
Таким образом, доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями действующих норм в области охраны окружающей среды не предприняты, в связи с чем выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО "Новая Волна" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерны.
Ссылка в жалобе на то, что ООО "Новая Волна" не является субъектом правонарушения, а им является подрядчик, с которым общество заключило договор на выполнение работ и услуг в соответствии с проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности несостоятельна.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при хозяйственной и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку, ведение деятельности ООО "Новая Волна" может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, следовательно, такая деятельность должна осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В данном случае такое согласование хозяйствующим субъектом не получено.
Доводы о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности, в том числе о несоставлении протокола об административном правонарушении немедленно после выявления административного правонарушения, как и отсутствие определения о продлении срока рассмотрения дела, не влияют на квалификацию вмененного обществу правонарушения и не являются основанием для отмены принятых по делу постановлений.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно, своевременно выяснены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения, виновность общества в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 9 декабря 2020 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 января 2021 г, вынесенные в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Новая Волна" Л.Н.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.