Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 12 апреля 2021 года) жалобу главы администрации г. Назрани Республики Ингушетия Евлоева У.Х. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи восемнадцатого судебного участка Республики Ингушетия от 01 сентября 2020 года и решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 14 января 2021 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации г. Назрани Республики Ингушетия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи восемнадцатого судебного участка Республики Ингушетия от 01 сентября 2020 года юридическое лицо - администрация г. Назрани Республики Ингушетия (далее по тексту также - администрация города) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 14 января 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба главы администрации г. Назрани Республики Ингушетия Евлоева У.Х. - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися в отношении администрации города судебными актами, Евлоев У.Х, будучи законным представителем юридического лица, обратился в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой указывает на нарушение контролирующим органом порядка проведения проверки, а также подвергает сомнению законность и обоснованность вынесенного предписания, ссылаясь на то, что оно не содержит конкретных мер по устранению выявленных нарушений.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам плановой выездной проверки в отношении администрации г. Назрани Республики Ингушетия территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено предписание от 07 апреля 2020 года N 20/015 об устранении следующих выявленных нарушений транспортного законодательства:
N
Наименование мероприятия
Код нарушения
Срок исполнения
1
Привести состояние обочины в соответствие требованиям. Устранить отдельные повреждения, превышающие предельно допустимые размеры. Устранить застой воды на обочине. Устранить размывы обочины. В соответствии с требованиями: п.6.1 ГОСТ 33180-20.14. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
Д12.08
15.06.2020
2
Принести дорожные знаки в надлежащее состояние. Устранить несоответствия опоры дорожного знака требованиям ГОСТ 32948. В соответствии с требованиями: п. 6.1.1 ГОСТ 33220-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
Д31.01
15.06.2020
3
Установить дорожные знаки соответственно утвержденной в
установленном порядке дислокацией. В соответствии с требованиями: и. 6.1.3 ГОСТ 33220-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
Д31.03
15.06.2020
4
Устранить нарушения и обустройстве остановочного пункта. Установить скамейку в автопавильоне. В соответствии с требованиями: п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса"
Д38.11
15.06.2020
5
Устранить нарушения применения технических средствах организации дорожного движения в зоне остановочного пункта. Установить дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса" В соответствии с требованиями: п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса"
Д.38.12
15.06.2020
6
Отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок содержания автомобильных дорог местного значения. В соответствии с требованиями: n. 1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.06
15.05.2020
7
Отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. В соответствии с требованиями: п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.07
15.05.2020
8
Отсутствуют договора, государственные контракты на содержание (ремонт) автомобильных дорог местного значения. В соответствии с требованиями: пп.1 п.1 ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.09
15.05.2020
9
Выявлены нарушения в осуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значении. Организовать муниципальный контроль за обеспечением сохранности автодорог МО городского округа. В соответствии с требованиями: пп.1.1 п. 1 ст. 13, ст. 13.1 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
50.14
15.05.2020
10
Отсутствует муниципальный контроль за учетом выдачи разрешении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В соответствии с требованиями: п.1-10 ст. 31 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.16
15.05.2020
11
Не разработан порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. В соответствии с требованиями: п. 7 ст. 13, п. 12, 13 ст.31
Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.18
15.05.2020
12
Выявлены нарушения в утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. Утвердить решением органов местного самоуправления нормативы затрат па капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. В соответствии с требованиями: п. 6 ст. 4, п. 11 ст. 13 п. З ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
50.19
15.05.2020
13
Отсутствуют нормативно-правовые акты муниципального образования по организации транспортного обслуживания населения. Разработать и утвердить нормативно-правовой акт о порядке допуска перевозчиков к обслуживанию маршрутов в границах городского округа. Разработать и утвердить нормативно-правовой акт о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок в границах городского округа. Разработать и утвердить нормативно-правовой акт об утверждении порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов в границах поселения городского округа. Разработать и утвердить нормативно-правовой акт о порядке обследования маршрутов в границах городского округа. Разработать и утвердить нормативно-правовой акт об утверждении реестра маршрутов в границах городского округа. В соответствии с требованиями: п.7 ч.1 ст. 16, п.1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.01
15.05.2020
14
Отсутствуют структурные подразделения (должностные лица), ответственные за организацию транспортного обслуживания населении. В соответствии с требованиями: п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.02
15.05.2020
15
Выявлены факты нарушения требований к должностным инструкциям лиц, ответственных за организацию транспортного обслуживания населения. В соответствии с требованиями: п.7 ч.1 ст. 1.6 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.03
15.05.2020
16
Устранить нарушения порядка ведения реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Организовать ведение реестра остановочных пунктов. В соответствии с требованиями: ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"
40.31
15.05.2020
17
Выявлены нарушения требовании к комиссии по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров. Утвердить положение (состав) о комиссии по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров. В соответствии с требованиями: ч.4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
40.10
15.05.2020
18
Отсутствует комиссия (положение о комиссии) по БДД. В соответствии с требованиями: ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
40.08
15.05.2020
19
Не соблюдаются требования к работе комиссии по БДД. Разработать план работы комиссии по БДД. В соответствии с требованиями: ч.4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N2 196 ФЗ "О безопасности дорожного движения"
40.09
15.05.2020
20
Не назначено должностное лицо с правом составлять протоколы за нарушение требовании в области пассажирских перевозок. В соответствии с требованиями: п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.16
15.05.2020
21
Выявлены нарушения в организации школьных перевозок на территории муниципального образования. Разработать паспорта маршрутов на перевозки школьников на территории городского округа. Провести обследовании маршрутов перевозки школьников на территории городского округа. В соответствии с требованиями: п.7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.18
15.05.2020
22
Не проводятся мероприятия по профилактике террористических актов. В соответствии с требованиями: п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
40.19
15.05.2020
23
Выявлены нарушения в содержании остановочных пунктов, дорожной сети, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры (дорожного хозяйства). В соответствии с требованиями: п. 15 ж) Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N112
40.20
15.05.2020
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 25.06.2020 N 20/25 в отношении администрации г. Назрани Республики Ингушетия проведена внеплановая документарная проверка исполнения приведенного выше предписания от 07 апреля 2020 года N 20/15, по результатам которой составлен акт проверки от 30 июня 2020 года о выявлении фактов невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 03 июля 2020 года N 228, администрации г. Назрани Республики Ингушетия вменено нарушение требований частей 1, 2 статьи 17, части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля", а именно невыполнение в установленный срок предписания территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено предписание от 07 апреля 2020 года N 20/015.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации города к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласился заместитель председателя районного суда.
Вместе с тем состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение по жалобе законными и обоснованными признать нельзя ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Из содержания диспозиции вменяемой администрации статьи следует, что привлечение к административной ответственности возможно только в случае законности выданного государственным органом самого предписания и, как следствие, его исполнимости.
В рассматриваемом случае в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении законность предписания от 07 апреля 2020 года N 20/015 нижестоящими судебными инстанциями проверена не была.
Вместе с тем, изучение доводов жалобы администрации и проверка материалов дела об административном правонарушении, в том числе предписания, показало, что ряд требований предписаний от 07 апреля 2020 года N 20/015 не конкретизирован, в частности порядковые пункты 15, 23 предписания изложены абстрактно и не определяют конкретных действий, направленных на устранение нарушений; ссылки на законодательство в каждом из приведенных пунктов также не позволяют самостоятельно определить необходимый объем предполагаемых действий для устранения нарушений, поскольку наименования мероприятий в пунктах 15 и 23 не согласуются с указанными в них пояснениями законодательных норм.
Например, в пункте 15 указано на выявление фактов нарушения требований к должностным инструкциям лиц, ответственных за организацию транспортного обслуживания населения. При этом, что какие конкретно нарушения в должностных инструкциях были заложены в этот пункт не определено. Ссылка в данном пункте на пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ясности не вносит, поскольку он определяет один из вопросов местного значения муниципального, городского округа.
Аналогичного рода отсутствие конкретики нарушения и несоответствие нормативного предписания изложено в пункте 23 предписания.
Таким образом, учитывая, что администрации г. Назрани Республики Ингушетия вменено неисполнение предписания от 07 апреля 2020 года N 20/015 в полном объеме, то с учетом приведенных выше неясностей и неточностей оснований полагать о законности предписания, не имеется.
Помимо изложенного обстоятельства следует обратить внимание на факты нарушения порядка возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
С учетом приведенной нормы права, необходимо отметить, что составленный государственным инспектором управления государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу протокол об административном правонарушении N 228 от 03 июля 2020 года не может быть положен в основу доказательств по делу.
В соответствии с положениями статей 26.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является одним из основных видов доказательств по делу об административном правонарушении, на основании которого судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В рамках изучения материалов настоящего дела об административном правонарушении установлено, что 03 июля 2020 года в отсутствие законного представителя либо защитника юридического лица в отношении администрации г. Назрани Республики Ингушетия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-4).
Впоследствии 28 июля 2020 года посредством извещения электронной почтой в адрес администрации г. Назрани Республики Ингушетия направлено уведомление о рассмотрении 29 июля 2020 года в 15 часов 00 минут вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении (л.д. 5, 6).
Однако определить в чем именно выразилось видоизменение содержания протокола об административном правонарушении, не представляется возможным, поскольку каких-либо исправлений (дописок и т.п.) представленный протокол не содержит.
Более того, необходимо отметить, что в нарушение части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств тому, что копия протокола об административном правонарушении была вручена привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу либо направлена ему почтовым способом, не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей также не учтен и не проверен срок давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение вышеприведенной нормы постановлением от 01 сентября 2020 года, администрация г. Назрани Республики Ингушетия была привлечена к административной ответственности за невыполнение предписания, которым срок исполнения был разделен на две даты: на 15 мая 2020 года и 15 июня 2020 года.
Учитывая, как было отмечено ранее, что юридическому лицу вменено невыполнение предписания в полном объеме, в том числе и невыполнение порядковых пунктов с 6 по 23, которыми срок исполнения определен 15 мая 2020 года, прихожу к выводу о том, что администрация г. Назрань Республики Ингушетия привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за пределами срока давности, равного трем месяцам с момента истечения срока исполнения предписания (часть 1 статьи 4.5 названного Кодекса).
Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения администрации города к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
При пересмотре невступившего в законную силу постановления мирового судьи данное обстоятельство оставлено без правовой оценки судебной инстанции.
С учетом изложенного, все перечисленные выше недостатки свидетельствуют о существенном нарушении судебными инстанциями требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела, устранение которых на данном этапе исключено.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи восемнадцатого судебного участка Республики Ингушетия от 01 сентября 2020 года и решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 14 января 2021 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу главы администрации г. Назрани Республики Ингушетия Евлоева У.Х. удовлетворить.
Постановление мирового судьи восемнадцатого судебного участка Республики Ингушетия от 01 сентября 2020 года и решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 14 января 2021 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации г. Назрани Республики Ингушетия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка: мировой судья Гадаборшева Л.И, заместитель председателя районного суда Панченко Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.