Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики к Черкасской Л.Г. о взыскании задолженности по налогам и пени, установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее ИФНС России N 1 по г. Нальчику, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Черкасской Л.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в размере 26 954 рублей 50 копеек, в том числе за 2017 г. - налога в размере 17 680 рублей, пени в размере 249 рублей 29 копеек, пени по требованию N 14177 по состоянию на 31 января 2019 г. в размере 9 025 рублей 21 копейки, начисленной с 2 декабря 2016 г. по 30 января 2019 г.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Черкасская Л.Г, являясь плательщиком транспортного налога, в установленные сроки сумму налогов не уплатил, что привело к образованию недоимки, на которые начислены пени. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога налоговый орган обращался к мировому судье, судебным приказом которого от 29 августа 2019 г. с Черкасской Л.Г. взыскана задолженность по транспортным налогам. Однако определением мирового судьи от 12 сентября 2019 г. судебный приказ отменен.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2020 г. административное исковое заявление ИФНС России N 1 по г. Нальчику удовлетворено. С Черкасской Л.Г. взыскана задолженность по транспортному налогу и пени в предъявленном к взысканию размере. Кроме того, с Черкасской Л.Г. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2020 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2020 г. в части взыскания с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2016 г. по 30 января 2019 г. по требованию N14177 по состоянию на 31 января 2019 г. в сумме 9 025 рублей 21 копейки отменено и в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления налогового органа о взыскании с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ИФНС России N 1 по г. Нальчику, не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки, просит апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2020 г. в части отмены решения суда первой инстанции и принятия в отмененной части нового решения отменить и оставить в силе решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2020 г.
В силу части 1 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в кассационный суд общей юрисдикции и в случае рассмотрения обжалуемого судебного акта кассационным судом общей юрисдикции - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания. С учетом характера и сложности административного дела, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно кассационных жалобы, представления лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание (часть 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для проведения судебного заседания с вызовом лиц, участвующих в деле, не установлено. При этом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы стороны уведомлены.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Разрешая заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта неисполнения Черкасской Л.Г. обязанности по уплате транспортного налога за транспортное средство марки Мерседес Бенц ML 350, государственный регистрационный знак N, достоверности представленного административным истцом расчета суммы задолженности, в том числе пени, соблюдении ИФНС России N 1 по г. Нальчику процедуры её взыскания, что явилось основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Черкасской Л.Г, пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств обоснованности начисления и взыскания пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки, сославшись на отсутствие в материалах дела сведений о периодах образовавшейся недоимки по транспортному налогу, на которую произведено начисление взыскиваемых пени, а также на то, что из представленного административным истцом требования N 14177 по состоянию на 31 января 2019 г. невозможно достоверно установить указанные обстоятельства. Как полагает суд апелляционной инстанции, при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования налогового органа о взыскании с Черкасской Л.Г. пени у суда первой инстанции не имелось.
Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции относительно требования ИФНС России N 1 по г. Нальчику о взыскании с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки оснований не имеется.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.
Таким образом при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган обязан представить доказательства, подтверждающие не только период начисления пени, но и сумму задолженности по налогу и налоговый период, за который не исполнена обязанность по уплате налога, в связи с чем на образовавшуюся задолженность начислены пени.
Между тем, как верно установлено судом апелляционной инстанции, в материалах дела сведения о периодах образовавшейся недоимки по транспортному налогу, на которую произведено начисление взыскиваемых пени, отсутствуют.
В требовании N 14177 по состоянию на 31 января 2019 г. нашли отражение начисленные пени по налоговым обязательствам, однако период взыскания сумм налогов по ним, в том числе просроченный в требовании отсутствует, на основании какого конкретного уведомления сформировано данное требование относительно исчисленных пеней по налоговым обязательств в требовании также не приведено.
Представленный к заявленным требованиям расчет сумм пеней является документом внутреннего программного учета налоговых органов, сформированным в электронном виде в виде распечатки программы и не позволяет определить обоснованность начисления пени, предъявленную к взысканию.
Как усматривается из материалов дела, суд апелляционной инстанции принимал меры для всестороннего и полного установления юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, рассмотрение дела в связи с необходимостью представления налоговым органом расчета взыскиваемых сумм откладывалось, после продолжения судебного заседания представителем ИФНС России N 1 по г. Нальчику не было представлено обоснование по требованию о взыскании с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что налоговый орган не доказал обоснованность заявленного требования о взыскании с Черкасской Л.Г. пени по транспортному налогу в сумме 9 025 рублей 21 копейки, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в указанной части и принял новое решение об отказе в удовлетворении такого требования.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении"). Такие принципы судом апелляционной инстанции по настоящему делу соблюдены. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции не допущено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы ИФНС России N 1 по г. Нальчику не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.