Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Кедриной О.В, Гареевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу в интересах истца Алиева Зайнуллы Магомедовича
на решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 1 ноября 2019 года
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 2 марта 2020 года
по гражданскому делу по иску Алиева Зайнуллы Магомедовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании за ним и членами его семьи права на включение в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2019 год по категории: граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года" и о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить его семью с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в установленном порядке жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Кедриной О.В, выслушав объяснения представителя Алиева З.М.- Гамзатова М.М, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиев З.М. обратился с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с требованиями о признании за ним и членами его семьи права на включение в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2019 год по категории: граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года" и обязать Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить его семью с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в установленном порядке жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Истец заявленные требования обосновал тем, что протоколом администрации Кировского района г. Махачкалы от 30.12.2004 г. он был поставлен на учёт, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, 23.05.2019 г. Алиев З.М. обратился в Минстрой РД с заявлением о реализации данного права, на что получил отказ со ссылкой на то, что лица, состоящие на муниципальном учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются на общих основаниях. Считая неправомерными данный отказ и его основания, истец обратился в суд с названными требованиями.
Решением Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 1 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 2 марта 2020 года, в удовлетворении требований истца отказано.
В кассационной жалобе Алиев З.М. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов по причине нарушения норм процессуального и материального права, указав на несогласие с выводами судов об отсутствии у него прав на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета.
Проверив обжалуемые судебные акты по доводам кассационной жалобы и материалам дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ст.379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения допущены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2.1 ст.15, ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. ФЗ N 342-ФЗ от 08.12.2010г.), исходил из того, что граждане, поставленные на муниципальный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, подавшие заявления в уполномоченный орган исполнительной власти РД после 6 декабря 2014 г, не обладают правом на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета, указав на то, что доказательств того, что истец был поставлен либо переведен на льготную очередь, не представлено.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы истца.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы истца и сопоставив их с материалами дела, находит, что они заслуживают внимания, поскольку суды при рассмотрении спора пришли к преждевременным выводам.
Из материалов дела следует, что истец Алиев З.М. был признан нуждающимся от 15.12.2004г. (так указано в выписке), в улучшении жилищных условий на основании выписки из протокола жилищной комиссии администрации Кировского района г. Махачкалы от 18.01.2005г, номер в списке 1280 (л.д. 19, 23).
Письмом главы администрации Кировского района г. Махачкалы от 22 марта 2013г. (л.д. 18) истцу сообщено о том, что он состоит в общих списках очерёдности с 10 марта 2004г.
Приказом от 11.04.2018 Алиев З.М. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста, выслуга лет в календарном исчислении в МВД по РД на должностях, содержавшихся за счёт средств федерального бюджета, составила 26 лет 7 месяцев, согласно архивным сведениям ЦЖБК МВД по РД не имеется сведений о предоставлении истцу жилого помещения или субсидий (л.д.24, 25, 26), проживал в помещении в N пользователем которого является Кировское РОВД г. Махачкалы (л.д. 29).
Отказывая в удовлетворении требований истца при названных обстоятельствах, судами не были исследованы, проверены и оценены материалы учётного жилищного дела истца из администрации Кировского района г. Махачкалы, в том числе в части разночтения даты, с которой истец состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, не были исследованы и оценены сведения о наличии в администрации Кировского района г. Махачкалы разных очередей -общей и специализированной (льготной) в соответствии с положениями ФЗ N 342, а также установленный порядок перевода из общей очереди в льготную, что является юридически значимыми обстоятельствами для разрешения данного спора.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ был расширен перечень жилищных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы по определенным основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии принятия их до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 1), а также установлено, что порядок и условия предоставления данных гарантий для военнослужащих распространяются на ряд других категорий граждан, включая граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации (статья 2), т.е. эти граждане на тех же условиях, что и военнослужащие, должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 49) и утративший силу Жилищный кодекс РСФСР (статья 30) предусматривали и предусматривают возможность учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в единой общей очереди в органах местного самоуправления и одновременно возможность специального жилищного учета, который обеспечивает реализацию дополнительных жилищных гарантий для отдельных категорий граждан, посредством введения для них либо льготной очередности предоставления жилья, либо отдельного (целевого) бюджетного финансирования их жилищных прав.
Одним из правовых актов, которые устанавливают такой специальный жилищный учет, являются Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054). Как следует из содержания данных Правил, они регламентируют обеспечение жильем граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (пункт 1), и данное право реализуется посредством распределения администрациями субъектов Российской Федерации государственных жилищных сертификатов и жилой площади, построенной, купленной за счет средств федерального бюджета (пункт 30). К числу лиц, которые обладают правом получить жилье на указанных условиях, относятся военнослужащие и приравненные к ним лица, в число которых входят лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии (пункт 6), специальный учет военнослужащих и приравненных к ним граждан осуществляют органы местного самоуправления и иные уполномоченные органы (пункты 12, 23, 24 и др.).
Таким образом, предусмотренное Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ расширение перечня жилищных гарантий для определенной категории граждан учитывает, прежде всего, характер жилищных обязательств перед ними со стороны государства, которые были оформлены посредством постановки этих граждан на особый жилищный учет в органах местного самоуправления при условии специального финансирования за счет государства.
Данные обстоятельства не были учтены и исследованы судами, что привело к преждевременным выводам, поэтому оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно положений ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении администрации Кировского района г. Махачкалы в качестве соответчика, установить вышеназванные обстоятельства и разрешить спор с учётом определения лица либо органа, ответственного за правильность ведения учёта и очерёдности льготных категорий граждан, приняв во внимание также следующее.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280 во исполнение вышеуказанного Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (далее - Порядок N 280).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 280 гражданин или его представитель подает в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, заявление в установленной форме с приложением соответствующих документов.
Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 5.7 настоящего Порядка, осуществляет перечисление денежных средств со своего лицевого счета на счет гражданина в случае строительства им жилого помещения или на счет продавца жилого помещения в случае приобретения гражданином такого жилого помещения (пункт 5.8 Порядка N 280).
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 1 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 2 марта 2020года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - в Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.