Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темиркановой О.А. к ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница", Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Темиркановой О.А. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 января 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия, установила:
Темирканова О.А.обратилась в суд с иском к ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница", Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что является матерью Т, М.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ребенка-инвалида с диагнозом "данные изъяты" (функциональный класс).
24.11.2015 г. Т.М.А. госпитализировали в ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" ("адрес"), где ее обследовали специалисты и назначили Метотрексат ("Методжект", "Эбеве") (10 мг/м 2/нед.) 7, 5 мг в/м? с отметкой "самостоятельно не отменять!!!", а также другие лекарственные препараты.
Истица указывает, что со дня установления диагноза 25.05.2015 Т.М.А. в Кабардино-Балкарской Республике ни разу не предоставлялся на льготной основе лекарственный препарат Оренсия (Абатацепт) и всего дважды, в июне и июле 2019 г, был предоставлен на льготной основе лекарственный препарат Метотрексат Эбеве. С момента назначения лекарственного препарата Методжект (Метотрексат) 24.11.2015 по настоящее время, она была вынуждена приобретать его, как и другие назначенные врачами лекарственные препараты, за счет личных средств.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республикиот 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2020 года, исковые требования Темиркановой О.А. удовлетворены частично.
Постановлено признать бездействие ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница", выразившееся в не обеспечении т.М.А... рецептами на назначенные врачами по жизненным показаниям лекарственные препараты "Методжект" (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт) незаконным.
Суд обязал ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" обеспечивать Т.М.А... рецептами на лекарственные препараты "Методжект" (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт) и другие, назначенные в соответствии медицинскими показаниями лекарственными препаратами в полном объеме.
Отказал в признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не оформлении сводной/дополнительной заявки для обеспечения Т.М.А. назначенными врачами по жизненным показаниям лекарственными препаратами "Методжект" (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт).
Отказал в возложении на Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики обязанности ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объёмы финансовых средств необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями Т.М.А. лекарственными препаратами "Методжект" (Метотрексат), Оренсия (Абатацепт) и другими назначенными врачами лекарственными препаратами в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскал с ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница " компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, отказав в остальной части.
Отказал во взыскании с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики компенсации морального вреда.
Отказал в обращении решения суда к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе Темиркановой О.А. поставлен вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных, постановленных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, отказа во взыскании компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене в обжалуемой части.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что Министерство здравоохранения КБР является исполнительным органом республики, на который возложена обязанность по организации своевременного обеспечения определенных групп населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами питания. В установленные сроки медицинская организация ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" не представила в Минздрав КБР заявку на Т.М.А. которой инвалидность второй раз была установлена 30.01.2019, заявка представлена лишь 31.05.2019.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство здравоохранения КБР в полном объеме выполнило свои полномочия по обеспечению Т.М.А. лекарственными препаратами, назначенными ей по жизненным показаниям, так как, получив 31.05.2019 от ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" заявку о включении Т.М.А. в Региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, организовало ее обеспечение необходимыми лекарственными препаратами уже с 01.06.2019, что исключает возможность удовлетворения исковых требований Темиркановой О.А, действующей в интересах Т.М.А... в отношении Министерства здравоохранения КБР.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита прав ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Метотрексат и Абатацепт входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 г, а также в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения согласно "Стандарту оказания первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском (ювенильном) артрите".
Как следует из материалов дела, Т.М.А. имела статус ребенка-инвалида в 2016 году. Затем статус ребенка-инвалида, был установлен в 2019 году.
Судебные инстанции, сославшись на получение заявки Министерством здравоохранения от ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" только 31.05.2019 о включении Т.М.А. в Региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и что было организовало обеспечение необходимыми лекарственными препаратами уже с 01.06.2019, пришли к выводу о том, что исковые требования к Министерству здравоохранения Кабардино- Балкарской республики не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, из искового заявления следует, что Т.М.А. ребенок инвалид--детства не был обеспечена лекарственными препаратами Оренсия (Абатацет) с 2015 года и до предъявления иска.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что после принятия врачебной комиссии решения о нуждаемости в лекарственных препаратах Метотрексат ("Методжект", "Эбеве") с отметкой "самостоятельно не отменять" и Оренсия (Абатацепт) с отметкой "Препарат аналогов не имеет, замене не подлежит" по жизненным показаниям, ребенок-инвалид Т.М.А. была обеспечена лекарственным препаратом в нужном количестве с 2015 года.
Юридически значимыми обстоятельствами при разрешении исковых требований к Министерству здравоохранения КБР являются, установление факта обращения к ответчику с заявлениями об обеспечении лекарственными препаратами с 2015 года и установление имел ли место отказ в обеспечении лекарственными препаратами.
Поскольку имеющие значение для дела фактические обстоятельства судами в полном объеме не установлены, а для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отменить судебные постановления в части, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 января 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, отказа во взыскании компенсации морального вреда.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.