Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельченко Константина Васильевича к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным и перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Управления Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю на апелляционное определение по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителя Управления по СК ФСБ России Чепрова Андрея Юрьевича, действующего на основании доверенности N 273 от 19 августа 2020 года, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бельченко К.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным и перерасчете пенсии.
Обращаясь в суд, Бельченко К.В. указал, что с 1 августа 1989 года проходил военную службу по контракту, приказом ФСБ РФ от 6 февраля 2010 года N -лс был досрочно уволен с военной службы в запас по подпункту "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с назначением судьей военного суда. Приказом председателя Ставропольского гарнизонного военного суда от 31 марта 2010 года N л/с истец исключен из списков военнослужащих суда и снят со всех видов довольствия с 31 марта 2010 года. На момент увольнения с военной службы у истца выслуга лет составила 20 лет 8 месяцев, а в льготном исчислении более 22 лет. В связи с этим истцу, в соответствии с подпунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N, с 1 апреля 2010 года была назначена пенсия за выслугу лет, также была установлена надбавка за выслугу лет в размере 65% от оклада денежного содержания. Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в регламентирующий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет закон внесены изменения, в результате которых пенсия начисляется исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 30%. Истец считает подлежащими перерасчету назначенные размеры пенсии и надбавки за выслугу лет. Однако Управление ФСБ России по Ставропольскому краю отказал в перерасчете размера пенсии, ссылаясь на нераспространение указанных изменений судьям.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Бельченко К.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований Бельченко К.В.
В кассационной жалобе Управления ФСБ России по СК ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года, как незаконного.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа N-лс от 6 февраля 2010 года истец был уволен с военной службы в запас в связи с назначением судьей военного суда Вооруженных сил Российской Федерации. Выслуга лет для назначения пенсии на 1 ноября 2009 года составила 20 лет 3 месяца, в льготном исчислении 22 года 2 месяца.
С апреля 2010 года Бельченко К.В. являлся пенсионером органов УФСБ по СК до 1 февраля 2017 года и в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" получал пенсию за выслугу лет, которая включает в себя ежемесячную надбавку за выслугу лет, размер которой с момента назначения пенсии и по 31 декабря 2012 года включительно составлял 65%.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих" стала применяться новая система денежного довольствия военнослужащих, а именно был установлен иной размер надбавки за выслугу лет при стаже службы от 20 до 25 лет, вместо ранее установленных 65% предусмотрена надбавка 30%, вследствие чего, по мнению Бельченко К.В, размер процентной надбавки за выслугу лет был изменен.
Бельченко К.В. в своих требованиях настаивает на том, что ежемесячная надбавка за выслугу лет с 1 января 2012 года для пребывающих в отставке судей военных судов должна исчисляться в размерах, предусмотренных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Бельченко К.В, указал, что в связи с переходом на новую систему выплаты денежного довольствия, несмотря на изменение процентной надбавки за выслугу лет, размер пенсии истца изменился в сторону увеличения, и пришел к выводу о том, что права истца не нарушены.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что выделение законодателем пенсионеров из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в отдельную категорию, в отношении которых установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 5309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размера пенсии с 1 января 2012 года размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается, и пришел к выводу о том, что такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанций согласиться не может и считает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы.
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
В частности, частью второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Относительно порядка применения положений части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" неоднократно указывалось в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе от 24 января 2013 года N-О, от 19 июля 2016 года N-О.
Что касается особенностей учета денежного довольствия при исчислении пенсий судьям Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а пенсионерам из числа указанных лиц и членам их семей, с учетом специфики их правого статуса, положения части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ в отношении указанных лиц не применяются, установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ такое регулирование дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 пенсионерам из числа указанных лиц части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Согласно названному положению процентная надбавка за выслугу лет учитывается в установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" размерах, которые Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Суд апелляционной инстанции в нарушение требований перечисленных норм права пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции неправильно определилюридически значимые обстоятельства, представленные ответчиком в возражение на доводы истца доказательства не исследованы и им не дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным обстоятельствам, применены и истолкованы нормы материального права неверно.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, обстоятельно проверить соответствие доводы истца требованиям приведенного законодательства и разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11 ноября 2020 года отменить, дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Приостановление исполнения судебного постановления отменить.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи Р.Р. Нурмухаметова
С.В. Черчага
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.