Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Старикова А.С, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области", ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Старикова А.С. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области", ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании действий, компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области", ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России Охотниковой К.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стариков А.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России об оспаривании действий, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Административные исковые требования обоснованы тем, что административный истец обратился в Европейский Суд по правам человека с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей (дата подачи жалобы 03 февраля 2020 года, жалоба N). Нарушение условий содержания выражается в том, что в соответствии с пунктом 29 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Однако, в период содержания в ФКУ ИК-17 УКП ГУФСИН России по Нижегородской области, а именно с апреля по август 2019 года, был обеспечен лишь одноразовым питанием, чем грубо нарушены права, гарантированные статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Европейской Конвенции по правам человека.
В нарушение статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N отделка стен и полов помывочной в ФКУ ИК-17 выполнены из дерева, в связи с чем административный истец испытывал постоянный дискомфорт при помывке. Доводы в указанной части подтверждены решением заместителя Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ N
Кроме того, 16 августа 2019 года, 21 августа 2019 года, 05 сентября 2019 года и 20 сентября 2019 года в отношении административного истца применены меры взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 5, 15, 15 и 15 суток соответственно за выражение нецензурной бранью в присутствии представителей администрации учпкждения. Вместе с тем, на момент первого взыскания не имел действующих взысканий, а имел 9 поощрений за добросовестный труд и примерное поведение, похвальные грамоты со школы учреждения, погасил иск, причиненный преступлением, совершение проступка не отрицал, следовательно, наложенное взыскание считал не соответствовавшим тяжести проступка, без учета его личности и предыдущего поведения. При этом пункт "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекс Российской Федерации ограничивает максимальную продолжительность взыскания в виде водворения в ШИЗО 15 сутками, тогда как Стариков А.С. содержался в ШИЗО непрерывно 50 суток.
Просил в связи с ненадлежащими условиями содержания взыскать с администрации ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области компенсацию в размере 500 000 рублей.
Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 3 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 октября 2020 года, административное исковое заявление Старикова А.С. удовлетворено в части.
Признаны незаконными действия администрации ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области по ненадлежащему обеспечению Старикова А.С. питанием. С ФСИН России в пользу Старикова А.С. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в учреждении ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 5 000 рублей.
В остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный общей юрисдикции 29 января 2021 года, с учетом дополнения к ней, Стариков А.С. просит отменить судебные акты в части отказа в признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-17, выразившихся в отсутствии надлежащих условий в помывочной, непрерывном содержании в ШИЗО сверх установленного законом срока, наложении несоразмерных взысканий без учета тяжести совершенного нарушения; в части размера взысканной компенсации просит судебные акты изменить и взыскать компенсацию в сумме 500 000 рублей. Полагает, что судами нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а взысканная компенсация чрезмерно занижена.
В письменных возражениях на кассационную жалобу с учетом дополнения к ней ФКУ "ИК N 17 ГУФСИН по Нижегородской области" просит жалобу отклонить.
В кассационной жалобе, поданной ФКУ "ИК N 17 ГУФСИН по Нижегородской области", ГУФСИН России по Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный общей юрисдикции 18 февраля 2021 года, ставится вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворенных требований, поскольку обстоятельства для признания действий административного ответчика по ненадлежащему обеспечению Старикова А.С. питанием, не доказаны. В период отбывания наказания с 29 апреля 2019 года по 7 октября 2019 года от административного истца жалоб на ненадлежащее обеспечение его питанием, состояние здоровья в адрес администрации колонии не поступало.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке имеются.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 4 статьи 6 и статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Как установлено материалами дела, Стариков А.С. осужден "данные изъяты".
Постановлением "данные изъяты" для отбывания наказания направлен в колонию - поселения (ФКУ ИК- 17), где находился по ДД.ММ.ГГГГ до перевода с участка колонии-поселения на строгий режим по постановлению суда.
За употребление нецензурных и жаргонных слов в присутствии представителей администрации 15 августа 2019 года Стариков А.С. решением дисциплинарной комиссии водворен в штрафной изолятор на 5 суток. Данное обстоятельство подтверждается актом от 15 августа 2019 года N, объяснительной Старикова А.С, постановлением врио начальника ФКУ ИК- 17 от 16 августа 2019 года N. При водворении в ШИЗО с осужденным проведена беседа (справка от ДД.ММ.ГГГГ), произведен медицинский осмотр осужденного и обыск (акт от ДД.ММ.ГГГГ). Освобожден ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 45 минут.
18 августа 2019 года во время помывки в ШИЗО УКП употреблял нецензурные и жаргонные слова в присутствии представителей администрации, что подтверждено актом от 18 августа 2019 года N и объяснительной Старикова А.С, в связи с чем постановлением врио начальника ФКУ ИК- 17 от 21 августа 2019 года N в 07 часов 55 минут водворен в штрафной изолятор на 15 суток, а также с учетом личности осужденного признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. С осужденным проведена беседа, произведен медицинский осмотр и обыск. Освобожден 5 сентября 2019 года 07 часов 55 минут.
02 сентября 2019 года в камере N 1 ШИЗО УКП употреблял нецензурные и жаргонные слова в присутствии представителей администрации, что подтверждено актом от 2 сентября 2019 года N, объяснительной Старикова А.С, в связи с чем постановлением врио начальника ФКУ ИК-17 от 5 сентября 2019 года N водворен в штрафной изолятор на 15 суток с 5 сентября 2019 года (08 часов 05 минут) по 20 сентября 2019 года. С осужденным проведена беседа, произведен медицинский осмотр и обыск. Освобожден 20 сентября 2019 года в 08 часов 05 минут.
17 сентября 2019 года во время завтрака в ШИЗО УКП употреблял нецензурные и жаргонные слова в присутствии представителей администрации, что подтверждено актом от 17 сентября 2019 года N, объяснительной Старикова А.С, в связи с чем постановлением врио начальника ИК-17 от 20 сентября 2019 года N водворен в штрафной изолятор на 15 суток с 20 сентября 2019 года (08 часов 20 минут) по 04 октября 2019 года, с осужденным проведена беседа, произведен медицинский осмотр и обыск (акт от 20 сентября 2019 года).
С 30 сентября 2019 года Стариков А.С. после перевода из участка колонии-поселения ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области на строгий режим помещен в ШИЗО ИК для дальнейшего отбывания наказания.
Постановлением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено представление врио начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области об изменении вида исправительного учреждения в отношении осужденного Старикова А.С, осужденный переведен для дальнейшего отбывания наказания из колонии - поселения в колонию строгого режима. Указанным постановлением "данные изъяты" дана оценка постановлению врио начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области от 21 августа 2019 года о признании Старикова А.С. злостным нарушителем.
Согласно справке начальника МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России осужденный Стариков А.С. осматривался перед водворением в штрафной изолятор, жалоб не было, состояние удовлетворительное, мог содержаться в ШИЗО.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу о правомерности помещения в ШИЗО Старикова А.С. в качестве меры дисциплинарного взыскания. Факты совершения Стариковым А.С. дисциплинарных проступков нашли подтверждение по материалам дела, порядок наложения дисциплинарных взысканий соблюден, меры взыскания применены с учетом обстоятельств совершенных нарушений, личности осужденного, предыдущего поведения и являются соразмерными тяжести и характеру совершенных нарушений, являлись необходимыми, поскольку нарушения носили системный характер. Также суд не нашел оснований для признания неудовлетворительными условия для помывки осужденных, поскольку имеется бревенчатая баня с отоплением от котельной, горячее водоснабжение, необходимый инвентарь, генеральная уборка помещений проводится дезинфицирующими средствами, комплексная проверка помывочных помещений специалистами медико-санитарной части N нарушений санитарных требований не установила.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о правомерности наложенных дисциплинарных взысканий и их соразмерности тяжести нарушений, личности осужденного, а также систематическому характеру нарушений.
Согласно статье 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В силу статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года Европейский суд по правам человека расценивает как пытку действия по непрерывному одиночному заключению, превышающему максимальный срок. (Постановление Европейского Суда от 3 июля 2012 года по делу "Развязкин против Российской Федерации").
По настоящему делу непрерывного одиночного содержания Старикова А.С. в ШИЗО неоправданно длительное время, которое бы свидетельствовало о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Оснований для признания неудовлетворительными условия для помывки осужденных в ФКУ ИК-17, также не имеется. Выводы суда в указанной части являются обоснованными, соответствующими материалам административного дела и в кассационной жалобе Стариковым А.С. не опровергнуты.
Удовлетворяя требования в части признания незаконными действий администрации ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области по ненадлежащему обеспечению Старикова А.С. питанием, суд исходил из доказанности факта обеспечения питанием один раз в сутки, отсутствия отказа административного истца от трехразового питания, длительности периода, в течение которого были нарушены права (с 29 апреля 2019 года по 7 октября 2019 года). Вместе с тем, учел отсутствие жалоб от Старикова А.С. в адрес администрации колонии по указанному факту в период отбывания наказания, отсутствие каких-либо последствий для его здоровья в результате ненадлежащего питания, и в целях недопущения неосновательного обогащения осужденного определилразмер компенсации в 5 000 рублей.
Судебная коллегия, проверяя доводы кассационных жалоб в указанной части, исходит из следующего.
На основании статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Пунктом 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N, предусмотрено, что осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительного учреждения. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.
Положения этого пункта корреспондируются с пунктом 22.4 Европейских пенитенциарных правил, предписывающим, что прием пищи должен организовываться три раза в день с разумными интервалами.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Согласно пункту 2 Порядка обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.
В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.
В пункте 11 Порядка закреплено, что медицинский работник медицинского подразделения участвует в разработке режима питания учреждения УИС; не реже одного раза в квартал проводит контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических требований на объектах продовольственной службы; организует систематический медицинский контроль за качеством питания, соответствием установленной калорийности в раскладках продуктов; представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания; совместно с начальником отдела интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС организует лечебное питание; осуществляет отбор проб питьевой воды и готовой пищи на объектах продовольственной службы учреждения УИС; осуществляет систематический контроль за качеством воды, используемой для приготовления пищи и питьевых нужд, соблюдением санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи, а также содержании помещений, оборудования и инвентаря, столовой и кухонной посуды в столовой (пищеблоке) учреждения УИС и местах приготовления (приема) пищи на объектах работ (производстве); организует контроль за качеством (бракераж) приготовленной пищи.
Пунктами 41, 42 Порядка предусмотрено, что режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. Разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть вторая статьи 15).
Таким образом, устанавливая основные принципы организации питания в учреждениях уголовно-исполнительной системы согласно утвержденным в установленном порядке нормам питания, положения пунктов 1, 11, 41, 42 Порядка предписывают составление ежедневных справок и списков осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц; определяют полномочия медицинского подразделения по разработке и контролю режима питания и устанавливают режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Право на достаточное питание и основное право каждого человека на свободу от голода закреплены в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Право человека на достаточное питание является основным правом, необходимым для осуществления всех других прав человека, и налагает на государство обязательство обеспечить осуществление хотя бы на минимальном уровне этого права при любых обстоятельствах.
Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 определены перечень и количество продуктов, предоставляемых осужденным.
Вместе с тем при разрешении административного дела в указанной части требований судами обстоятельства, предусмотренные названными выше нормативными актами, не проверялись и в качестве значимых не определялись.
Соблюдение принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда определено пунктом 7 статьи 6, статьей 14 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Судом не истребовались ежедневные справки и списки осужденных, которым выдавалось питание, норма питания за спорный период. При отсутствии таких документов - справка учреждения, подтверждающая, что такая информация не составлялась.
Доводы жалобы ФКУ ИК-17 о доставке горячей пищи на участок колонии поселения три раза в день из столовой жилой зоны учреждения гужевым транспортом в двух 36-литровых и одном 20-литровом термосах осужденным участка колонии-поселения не могут быть приняты во внимание и не подтверждают, что осужденный Стариков А.С. был обеспечен трехразовым питанием в соответствии с нормами. Заявление Старикова А.С. о снятии его с котлового довольствия отсутствует.
При оценке фактических обстоятельств дела, характера и степени страданий, в связи с ненадлежащим обеспечением питанием, длительности периода, судом не учитывался возраст административного истца, физиологические особенности его организма, критерии достаточности компенсации.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами в части требований о признании незаконными действий ФКУ ИК-17, выразившихся в ненадлежащем обеспечении Старикова А.С. питанием, компенсации за ненадлежащие условия содержания установлены не все имеющие значение для административного дела обстоятельства, в связи с чем доводы кассационных жалоб заслуживают внимания, обжалуемые судебные акты приняты с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таком положении судебные акты в указанной части нельзя признать законными, они подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления указанных в настоящем кассационном определении обстоятельств. При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 октября 2020 года в части административных исковых требований Старикова А.С. о признании незаконными действий ФКУ "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области", выразившихся в ненадлежащем обеспечении питанием, компенсации за ненадлежащие условия содержания отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Краснобаковский районный суд Нижегородской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.