Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гайдарова М.Б.
судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" на решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" (далее - ГУ МВД России по "адрес") о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что 05 декабря 2019 года ФИО1 обратился в ГУ МВД России по "адрес" с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом установленной квоты. 17 марта 2020 года административному истцу вручено уведомление об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N 1893 на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с предоставлением о себе ложных сведений, установлением факта фиктивной регистрации по месту пребывания. Административный истец полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением требований закона, необоснованно, так как в нем отсутствуют указания на конкретные основания для принятия отказа, доказательства, подтверждающие установление факта предоставления ФИО1 о себе заведомо ложных сведений.
Решением Кировского районного суда "адрес" от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение ГУ МВД России по "адрес" от 03 февраля 2020 года N 1893 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации ФИО1 Х.Р, на ГУ МВД России по "адрес" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 февраля 2021 года ГУ МВД России по "адрес", оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судах первой и апелляционной инстанций и сводятся к тому, что нормы порядка установления фиктивной регистрации не применялись; оспариваемое решение принято на основании заключения, которым установлен факт фиктивности регистрации.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является гражданином Республики Таджикистан.
На период с 19 ноября 2019 года по 30 декабря 2019 года ФИО1 зарегистрировался по адресу "адрес", в качестве принимающей стороны выступала ФИО7
05 декабря 2019 года ФИО1 обратился в ГУ МВД России по "адрес" с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом установленной киоты. В заявлении о выдаче разрешения ФИО1 указал адрес места пребывания: "адрес", "адрес".
28 января 2020 года начальнику отдела полиции N N в составе Управления Министерства внутренних дел России по городу "адрес" поступил рапорт о том, что административный истец по указанному адресу не проживает, по данному факту возбуждено уголовное дело.
Признавая решение государственного органа незаконным и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при его вынесении уполномоченным органом допущены нарушения положения приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N 649 "Об утверждении Порядка установления факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении", действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений (до издания приказа МВД России от 11 августа 2020 года N 561, вступившего в силу с 14 сентября 2020 года).
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции, исходя из следующего.
Приказом ФМС России от 09 декабря 2014 года N 649 утвержден Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован (далее - Порядок установления факта фиктивной регистрации).
Указанный порядок определяет последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
30 ноября 2019 года в отделении по вопросам миграции отдела полиции N в составе Управления МВД России по городу "адрес" в КУСП под номером 45100 зарегистрирован материал в отношении ФИО1
В результате проверки информации сотрудниками полиции установлено, что 19 ноября 2019 года ФИО7, имеющая регистрацию в "адрес"й "адрес", выступив в качестве принимающей стороны, фиктивно зарегистрировала ФИО1 на период с 19 ноября 2019 года по 30 декабря 2019 года, по данному факту возбуждено уголовное дело N от 30 ноября 2019 года по статье 322.3 УК РФ.
Данный факт послужил основанием для вынесения заключения об установлении факта фиктивной регистрации ФИО1 по месту пребывания.
Заключение об установлении факта фиктивной регистрации принято на основании рапорта от 28 января 2020 года, из которого следует, что ФИО1 по адресу: "адрес", не проживает.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был зарегистрирован по указанному адресу с 19 ноября 2019 года по 30 декабря 2019 года и в январе 2020 года действительно по указанному адресу не проживал. Опрос ФИО1 по данному факту не производился.
Поскольку сотрудниками соответствующего органа не проведен опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставившего его иностранному гражданину для проживания, других лиц, проживающих в данном жилом помещении, а также свидетеля ФИО8, которая подтвердила в суде первой инстанции факт проживания ФИО1 по месту регистрации, то судебная коллегия согласилась с правильностью вывода суда первой инстанции о том, что процесс проверки в январе 2020 года и, как следствие, заключение от 31 января 2020 года о фиктивности регистрации ФИО1 не соответствуют подпунктам 4.1 и 4.2. пункта 4 Порядка установления факта фиктивной регистрации.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 года) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
В соответствии с положениями приказа ФМС России от 09 декабря 2014 года N 649 "Об утверждении Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении", действовавшего на момент спорных правоотношений, в целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства сотрудник в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка проводит проверку иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России; проводит опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставившего его иностранному гражданину для проживания, других лиц, проживающих в данном жилом помещении.
Результаты опроса оформляются протоколом опроса, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, проводившего опрос, персональные данные и реквизиты документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.
Протокол опроса предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе лицу, который может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Дополнения и уточнения удостоверяются подписью лица, участвовавшего в опросе.
Протокол подписывается составившим его сотрудником и участвовавшим в опросе лицом. В случае отказа опрашиваемого лица подписать протокол сотрудник вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
Запрашивает информацию о договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшем государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение в полномочном в сфере жилищных отношений органе и (или) органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Иностранному гражданину, в отношении которого установлен факт фиктивной регистрации по месту жительства, копия заключения вручается лично (по возможности) под роспись, либо копия заключения направляется по адресу его фиктивного места жительства (места пребывания).
Материалы проверки установления факта фиктивной регистрации по месту жительства формируются в отдельное дело и хранятся в территориальном органе ФМС России в течение пяти лет.
Материалы проверки, представленные административным ответчиком, не содержат предусмотренных Порядком установления факта фиктивной регистрации документов, установленная Порядком процедура установления факта фиктивности регистрации не соблюдена, что установлено судами.
При данных обстоятельствах, судебными инстанциями правомерно указано на обязанность компетентного органа власти соблюдать требования указанных нормативных актов к процедуре при установлении фиктивности регистрации. Несоблюдение указанной процедуры привело к принятию необоснованного решения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судебных инстанций полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, основанные на неверном толковании закона, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.