Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 апреля 2021 года гражданское дело по иску Ильменейкина Павла Вениаминовича к Военному комиссариату Московской области о признании права на увольнение с военной службы по льготному основанию, признании восстановленным на военной службе, не уволенным и не исключенным из списков личного состава, признании возникновения инвалидности в период прохождения военной службы, признании неисполненными решения судов о включении периода военной службы, признании необоснованным принятия на воинский и пенсионный учет без приказов, установлении периода увольнения с военной службы, признании права на получение военной пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, обязании начислить пенсию, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе и дополнению к ней Ильменейкина Павла Вениаминовича
на решение Подольского городского суда Московской области от 23 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-1735/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 года по гражданскому делу N 33-23296/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Ильменейкина П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Ильменейкин П.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на увольнение с военной службы по льготному основанию, признании восстановленным на военной службе, не уволенным и не исключенным из списков личного состава, признании возникновения инвалидности в период прохождения военной службы, признании неисполненными решения судов о включения периода военной службы, признании необоснованным принятия на воинский и пенсионный учет без приказов, установлении периода увольнения с военной службы, признании права на получение военной пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, обязании начислить пенсию, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение.
Решением Подольского городского суда Московской области от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 года, исковые требования Ильменейкина П.В. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Ильменейкин П.В. просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на нарушение его прав инвалида военной службы, выраженное в нарушении прав на охрану здоровья, поскольку Центр социального обеспечения Военного комиссариата Московской области не вносит соответствующую запись в пенсионное удостоверение.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, продолжительность военной службы Ильменейкина П.В. составляет 21 год 08 месяцев 14 дней, с военной службы уволен по истечении срока контракта о прохождении военной службы в соответствии с приказом командира войсковой части 43176 от 7 августа 2002 года N 078. В приказе отражены: выслуга лет в Вооруженных силах календарная - 21 год, дата увольнения с военной службы - 10 августа 2002 г.
Согласно выписке из приказа командира воинской части 43176 по личному составу N 080 от 1 октября 2003 г, внесены изменения в приказ N 078 от 09.08.2002г. и выслуга лет в ВС указана: календарная - 21 год, в льготном исчислении - 21 год 03 месяца.
Из материалов дела следует, что решением Подольского городского суда Московской области от 12 января 2018 года в иске Ильменейкину П.В. к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссариату г.Подольск Московской области о признании как ветерана военный службы приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим и о сохранении права на получение медицинской помощи и санаторно-курортного лечения в медицинских организациях Министерства обороны Российской Федерации, компенсации морального вреда отказано, ввиду отсутствия права на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны РФ, т.к. Ильменейкин П.В, будучи офицером, проходившим военную службу по контракту, уволен с военной службы по истечении срока контакта, то есть по п.п. "б" п. 1 ст. 51 и на момент его увольнения его выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации не достигла 25 лет.
Согласно материалам дела, свои требования Ильменейкин П.В. мотивирует наличием у него права на социальные гарантии, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Право военнослужащих и других, приравненных к ним лиц, на бесплатную медицинскую помощь обеспечивается в соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 предусмотрено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении (п. 7 ст. 3).
В силу положений пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 914 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помимо непосредственно военной службы, засчитывается служба в милиции (полиции) наряду с периодами служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, а также иные предусмотренные данным пунктом Порядка виды службы.
Из вышеизложенного следует, что выслуга лет на пенсию - это определенная в календарном и льготном исчислении общая продолжительность не только непосредственно военной службы, понятие которой определено вышеуказанным Федеральным законом, но и иные периоды, предусмотренные положением, для исчисления пенсий, компенсаций и пособий.
В силу статьи 55 Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Ильменейкина П.В, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, об обязании начислить пенсию за 26 лет военной службы, поскольку Ильменейкин П.В. по вопросу перерасчета пенсии за выслугу лет в военный комиссариат Московской области не обращался, назначение и выплата пенсии истцу произведены на основании содержащихся в пенсионном (личном) деле документов, а именно приказов об увольнении, расчете выслуги лет, денежного аттестата в соответствии с действующим законодательством.
Суды обоснованно исходили из отсутствия у истца права на социальные гарантии, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установленного вступившим в законную силу судебным решением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании начислить пенсию за 26 лет военной службы, суды пришли к обоснованному выводу, что Ильменейкин П.В. по вопросу перерасчета пенсии за выслугу лет в военный комиссариат Московской области не обращался, назначение и выплата пенсии истцу произведены на основании содержащихся в пенсионном (личном) деле документов, а именно, приказов об увольнении, расчете выслуги лет, денежного аттестата в соответствии с действующим законодательством.
Требования об установлении причинной связи инвалидности и прохождения военной службы, установления периода увольнения, признании восстановленным на военной службе, не уволенным и не исключенным из списков личного состава, верно признаны судами заявленными к ненадлежащим ответчикам, поскольку вопросы приема-увольнения военнослужащих воинских частей, установление причины заболевания и инвалидности в компетенцию Военный комиссариата не входит.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 914 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличии оснований для начисления пенсии за 26 лет военной службы, которые отклонены как необоснованные.
Изложенные Ильменейкиным П.В. в жалобе доводы о наличии у него права на меры социальной поддержки, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Доводы истца о том, что в льготном исчислении продолжительной военной службы составляет около 35 лет, правового значения не имеют, поскольку продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет менее 25 лет, соответственно прав на вышеуказанное социальное обеспечение он не приобрел.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах пенсионного дела истца отсутствуют приказы в/ч 43176 от 7 августа 2002 года N 078, заверенные личной подписью командира и печатью в/ч 43176, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку судом установлено, наличие в материалах пенсионного дела копий приказов, заверенных надлежащим образом.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ильменейкина Павла Вениаминовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.