Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Ситникова В.С, с участием прокурора Сметанниковой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухина Сергея Александровича к федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о защите жилищных прав, по иску Министерства обороны Российской Федерации к Золотухину Сергею Александровичу, Золотухиной Светлане Николаевне, Золотухину Максиму Сергеевичу, Золотухиной Елене Сергеевне о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении, по кассационной жалобе Золотухина Сергея Александровича на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, выслушав объяснения Золотухина С.А, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Сметанниковой Н.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Золотухин С.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, указывая, что решением Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" Минобороны России) от 20 апреля 2015 г. истец признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации и включен в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание реализовать свое право на жилое помещение путем получения государственного жилищного сертификата (ГЖС) как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков. На момент признания его участником подпрограммы и в настоящее время он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: г. Воронеж-45, ул. Плехановская, д. 8, кв. 12, иным жилым помещением не обеспечен.
12 ноября 2019 г. из текста уведомления начальника 2-го отдела ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ стало известно, что Золотухин С.А. исключен из списка граждан участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с прекращением трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. Исключение Золотухина С.А. из списка участников программы считает незаконным, поскольку занимаемая им квартира не имеет статуса служебной, выданный в 1989 г. КЭЧ Министерства обороны СССР ордер не содержит отметки о том, что спорное жилое помещение является служебным, между ним и Министерством обороны Российской Федерации договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, не заключался.
Поскольку он вселен в квартиру в установленном законом порядке, на основании ордера, выданного КЭЧ, приобрел право пользования жилым помещением, считает решение об исключении его из числа участников ведомственной целевой программы незаконным.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Золотухину С.А, Золотухиной С.Н, Золотухину М.С. и Золотухиной Е.С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении, указывая, что ответчики занимают квартиру, расположенную по адресу: "адрес", предоставленную Золотухину С.А. и членам его семьи на период работы в войсковой части N во временное пользование на основании ордера на жилое помещение от 12 июня 1989 г. N 116.
28 апреля 2000 г. Золотухин С.А. уволен из войсковой части. 14 ноября 2019 г. Золотухину С.А. предложено освободить служебное жилое помещение. Золотухин С.А, Золотухина С.Н, Золотухин М.С. и Золотухина Е.С. зарегистрированы в спорном жилом помещении. Согласно акту проверки фактического проживания в служебном жилом помещении от 24 июля 2019 г, Золотухин С.А. проживает в спорной квартире.
Усматривая в поведении нанимателя служебного жилого помещения отклонение от добросовестного поведения участника гражданского оборота, ссылаясь на ограничение прав собственника по распоряжению имуществом, истец просил суд прекратить право пользования Золотухина С.А, Золотухиной С.Н, Золотухина М.С. и Золотухиной Е.С. указанным жилым помещением, выселить их из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 6 марта 2020 г. дела по указанным искам Золотухина С.А. и Министерства обороны Российской Федерации объединены в одно производство.
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 23 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2020 г, исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены. В удовлетворении требований Золотухина С.А. отказано.
В кассационной жалобе Золотухина С.А. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой "адрес" является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за ФКУ "Войсковая часть N" (правопреемником "Войсковой части N"), что следует из свидетельства о внесении в реестр федерального имущества от 11 мая 2004 г. и выписки из реестра федерального имущества от 11 мая 2017 г. N 184/24 (л.д. 146-147 т. 1).
Жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено рабочему Золотухину С.А. (как лицу из числа гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации) и членам его семьи: супруге ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, Министерством обороны ФИО9 (КЭЧ "Войсковой части N") ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер N (л.д. 148 т. 1).
По спорному адресу зарегистрированы: Золотухин С.А, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 219-222 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ Золотухин С.А. был снят с учета, в связи с тем, что отбывал наказание в местах лишения свободы (л.д. 91 т. 1).
Брак между ФИО3 и ФИО4 прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50 т. 1).
Как следует из акта проверки фактического проживания, в спорной квартире проживает Золотухин С.А.
По сведениям ЕГРН у Золотухина С.А. в собственности недвижимого имущества не имеется.
Золотухин С.А. уволен из "Войсковой части N" ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в войсковой части 14254 (л.д. 131-136, т. 1).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Золотухин С.А. проходил военную службу по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - сверхсрочную службу по контракту.
Трудовой стаж работы Золотухина С.А. в войсковой части N не являлся непрерывным и составляет менее 10 лет.
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком, а жилой фонд отнесен к специализированному.
Как следует из уведомления ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ N 01-39/68/15 от 20 апреля 2015 г. Золотухин С.А. признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации (л.д. 14 т. 1).
В соответствии с уведомлением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ N 01-34/28/19 от 12 ноября 2019 г. Золотухин С.А. исключен из числа участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (л.д. 11-13 т. 1).
В качестве основания для принятия данного решения приведены следующие обстоятельства: Золотухин С.А. зарегистрирован по адресу: "адрес" и фактически проживает в этой квартире. ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности "данные изъяты". Квартира, занимаемая Золотухиным С.А, расположена в закрытом военном городке, является собственностью Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГКУ "Войсковая часть N". На момент принятия решения N от ДД.ММ.ГГГГ Золотухин С.А. в трудовых отношениях с военным ведомством не состоял, прав владения и пользования служебным жилым помещением по указанному выше адресу не имел, пенсионного возраста не достиг. Наличие регистрации на территории закрытого военного городка не является самостоятельным основанием для признания его участником ведомственной целевой программы.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, пришел к правильному выводу о том, Золотухин С.А. занимает служебное жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит; к закрепленным жилищным законодательством категориям лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения Золотухин С.А. не отнесен и подлежит выселению; кроме того, Золотухин С.А. обоснованно исключен из списка граждан участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено Золотухину С.А. для временного проживания на период трудовых отношений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, и учитывая, что спорная квартира является служебной, предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ обстоятельств, препятствующих выселению Золотухина С.А. без предоставления другого жилого помещения, не имеется, суды обоснованно исходили из того, что жилое помещение подлежит освобождению.
В тоже время не имеется и предусмотренных ст. 13 Вводного закона условий, при которых Золотухин С.А. и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Статьей 13 Вводного закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст. 13 указанного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Золотухины вселены в спорное жилое помещение до введения в действие Жилищного кодекса РФ, до 1 марта 2005 г.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (ст. 107 ЖК РФ).
Согласно п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Исходя из приведенных положений законодательства и ст. 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения ст. 108 ЖК РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
На основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Золотухин С.А, Золотухина С.Н, Золотухин М.С.; Золотухина Е.С. малоимущими не признавались, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилого фонда не состояли (л.д. 20, 120 т. 1).
Обстоятельств, дающих Золотухину С.А. право на дополнительные гарантии, не установлено.
Доводы заявителя о предоставлении в 1989 г. жилого помещения, не отнесенного к служебному, на условиях социального найма, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Спорное жилое помещение предоставлено Золотухину С.А. и его супруге на основании ордера, выданного КЭЧ "Войсковой части N 25852" Министерства обороны СССР.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Жилищный фонд военного городка не находился в ведении органа исполнительной власти, предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма законом не предусматривалось.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение отнесено к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, поскольку находилось на территории закрытого военного городка.
Жилые помещения в домах закрытых военных городков относятся к ведомственному (Министерства обороны) жилищному фонду.
Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Жилые помещения в домах закрытых военных городков предназначены для расквартирования воинских частей, размещения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей. Именно специализированным характером закрытых военных городков обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (п. 7).
При этом последующее исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков само по себе не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, либо доказательств о предоставлении вышеуказанного жилого помещения на условиях договора социального найма, в суд не представлено.
Отсутствие надлежащим образом оформленных документов об отнесении спорной квартиры до 1 июня 2000 г. (до утверждения перечня закрытых военных городков Правительством РФ) к категории служебных не является бесспорным основанием для отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования.
Доводы Золотухина С.А. о том, что стаж его работы в войсковой части превышает 10 лет, и на него распространяются гарантии, предусмотренные п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, по изложенным выше основаниям.
Кроме того, для предоставления иного жилого помещения в случае выселения, необходимо, чтобы лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имели право состоять на таком учете.
Как указывалось выше, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Золотухины не состояли и не состоят.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого Золотухиным С.А. уведомления (решения) ФГКУ "ЗРУЖО" N 01-34/28/19 от 12 ноября 2019 г, и отказывая в удовлетворении заявленных Золотухиным С.А. требований, суды правомерно исходили из того, что на момент принятия решения о признании Золотухина С.А. с членами его семьи участниками подпрограммы, они не являлись военнослужащими, в трудовых отношениях с военным ведомством не состояли, стаж работы Золотухина С.А. в войсковой части не превышает 10 лет, пенсионного возраста не достигли, являются трудоспособными, нуждающимися в жилых помещениях не признавались и на таком учете не состояли, что не позволяло в 2015 г. и не позволяет в настоящее время признать за Золотухиным С.А. и членами его семьи право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации и указывает на несоответствие его категории граждан, указанных в подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным судами нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Золотухина С.А.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухина Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.