Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рыжова В.М, судей Павловой Е.А, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калугина А. А. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Саратовской области о признании решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Саратовской области незаконным, восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе Калугина А. А. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.06.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.09.2020, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Калугин А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Саратовской области о признании решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Саратовской области незаконным, восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Калугиным А.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калугин А.А. проходил военную службу по контракту в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации, уволен со службы со званием прапорщика.
11.11.2013 решением жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области Калугин А.А. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилого помещения, как являющийся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
07.11.2019 решением жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области Калугин А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно представленным Калугиным А.А. документам в жилищную комиссию УФСБ России по Саратовской области, он зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 60, 8 кв.м.
Ранее квартира была предоставлена Ухловой А.А. (бабушке Калугина А.А.) на состав семьи 4 человека, в том числе Калугину А.А. 28 июля 2000 года указанное жилое помещение было приватизировано на состав семьи из 3 человек, в том числе Калугина А.А.
Решением Саратовской городской думы от 27.10.2005 в г. Саратове установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Площадь пользования в квартире по адресу: "адрес", на момент постановки Калугина А.А. в очередь составляла 15, 2 кв.м. на 1 человека.
25.09.2008 истец подарил свою долю в праве собственности на квартиру своим детям.
В настоящее время квартира принадлежит на праве собственности Сорвачевой Ю.А. в результате дарения долей в праве Калугиным А.А. и Калугиным П.А.
В настоящий момент жилищные условия Калугина А.А. не изменились, в квартире так же проживает 4 человека, сам Калугин А.А, его дочь Сорвачева Ю.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - единственный собственник квартиры, внучка истца Сорвачева А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук истца Сорвачев А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для признания незаконным решения жилищной комиссии УФСБ России по Саратовской области от 07.11.2019 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Калугина А.А. отсутствуют, так как Калугин А.А. не представил в жилищную комиссию УФСБ России по Саратовской области документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом судом первой инстанции учтено, что Калугин А.А, сохраняя право пользования указанным жилым помещением, расположенным по месту прохождения военной службы по контракту, был обеспечен жильем по установленным законом нормам, с учетом проживающих в нем лиц. В связи с чем, обращаясь в жилищную комиссию УФСБ России по Саратовской области, он фактически поставил вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ему еще одного жилого помещения по месту службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
Так, право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
Таким образом жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденного Приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590 признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у военнослужащего жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
Решением Саратовской городской думы от 27.10.2005 N 63-622 городе Саратов установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на уч6ет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела усматривается, что общая площадь квартиры N дома N по улице "адрес" составляет 59.1 кв.м, лоджия 1, 7 кв.м.
На момент постановки на очередь в квартире, где проживает истец, было зарегистрировано 4 человека, следовательно на одного человека приходилось более общей площади, чем учетная норма (59.1 кв.м : 4 = 14, 77).
Таким образом, вопреки доводам жалобы суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Само по себе несогласие с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.06.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.09.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Калугина А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись
Судьи Подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Шабанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.