Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Ярикова В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на страховую пенсию по старости за работу с тяжелыми условиями труда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное)
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Яриков В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Липецке и Липецкой области, пенсионный орган) о признании права на страховую пенсию по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Решением Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июля 2020 года УПФР в г.Липецке и Липецкой области обязано включить Ярикову В.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы: с 10 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года; в страховой стаж - период работы с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года. В удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 ноября 2020 года решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июля 2020 года отменено в части включения Ярикову В.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2005 года по 14 июля 2005 года, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ярикова В.Н. к УПФР в г.Липецке и Липецкой области в данной части. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник УПФР в г.Липецке и Липецкой области О. просит отменить решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июля 2020 года и апелляционное определение Липецкого областного суда от 11 ноября 2020 года в части зачета в страховой стаж периода работы с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года, принять новое решение, которым в обжалуемой части отказать, ссылается на допущенные судом первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
Доводов относительно законности выводов суда первой и апелляционной инстанции в иной части кассационная жалоба не содержит. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17 февраля 2020 года Яриков В.Н. обратился в УПФР в г.Липецке и Липецкой области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, занятому на работах с тяжелыми условиями труда.
Решением от 02 апреля 2020 года ГУ УПФР в г.Липецке и Липецкой области в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 06 лет 03 месяца. В специальный стаж не были засчитаны, в частности, периоды работы в АОЗТ "Трест Ремстройсервис" в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций с 10 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года, так как из представленных документов не усматривается постоянная занятость в производстве, предусмотренном разделом XXVII "Строительство, ремонт, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 1. Характер работы по Списку N 2 не подтвержден документально. Специальный стаж составил 06 лет 02 месяца 03 дня.
Как следует из трудовой книжки и установлено судами, Яриков В.Н. работал в АОЗТ "Трест Ремстройсервис" в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда с 10 декабря 2001 года по 14 июля 2005 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в периоды работы с 10 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года и в с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года Яриков В.Н, работая в АОЗТ "Трест Ремстройсервис", фактически постоянно полный рабочий день осуществлял обязанности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, поэтому счел возможным включить спорный период в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2.
При этом суд указал, что на эти выводы не могут повлиять доводы представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения требований, с указанием на сведения индивидуального (персонифицированного) учета, которые представлены работодателем без кода особых условий труда, пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по ведению отчетности, связанной с подачей в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета, возложена на работодателя, невыполнение должным образом работодателем (страхователем) своих обязанностей не может повлиять на право работника (застрахованного лица) на назначение, размер и перерасчет пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о включении в страховой стаж периода работы с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года, поскольку он подтвержден представленными в материалы дела доказательствами: трудовой книжкой, личной карточкой формы Т-2, приказами о приёме и увольнении с работы, штатными расписаниями и сведениями об оплате труда за спорный период, не согласился с выводами о зачете данного периода в специальный стаж.
В апелляционном определении, исходя из обжалуемой его части, приведено правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации), а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального учета". Данный Федеральный закон возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах деятельности работника, включаемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом IV названных Правил определены документы, подтверждающие периоды страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 43 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
Как указано выше, судами приняты во внимание представленные в материалы дела доказательства: трудовая книжка, личная карточка формы Т-2, приказы о приёме и увольнении с работы, штатные расписания и сведения об оплате труда за спорный период.
Приведенные начальником УПФР в г.Липецке и Липецкой области доводы относительно несогласия с решениями судов о включении в страховой стаж периода работы с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в судебных постановлениях в обжалуемой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в обжалуемой части, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г.Липецка от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 ноября 2020 года в части включения в страховой стаж периода работы Ярикова В.Н. с 01 января 2005 года по 14 июля 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.