Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2021 года гражданское дело по иску Кузьменко Светланы Петровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о возложении обязанности включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы
по кассационной жалобе Кузьменко Светланы Петровны
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 27 января 2020 года (с учетом дополнительного решения Центрального районного суда г. Воронежа от 14 августа 2020 года) по гражданскому делу N 2-213/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 октября 2020 года по гражданскому делу N 33-5906/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Кузьменко С.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Воронеже) о возложении обязанности включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 27 января 2020 года (с учетом дополнительного решения Центрального районного суда г. Воронежа от 14 августа 2020 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 октября 2020 года, в удовлетворении
исковых требований Кузьменко С.П. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кузьменко С.П. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на незаконность отказа в назначении пенсии ей как гражданину Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", предусматривающего учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Кузьменко С.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, одновременно имеет постоянное место жительства с 15 июля 2008 года на территории Чешской Республики, с 5 июня 2013 года - имеет вид на жительство в Чехии.
Согласно материалам дела, на территории Российской Федерации Кузьменко С.П. снята с регистрационного учета по месту жительства 15 июля 2008 года, в связи с убытием в Чехию.
Общеустановленного возраста выхода на пенсию 55 лет на территории Российской Федерации Кузьменко С.П. достигла 8 сентября 2017 года.
Согласно формуляру об обращении за пенсией из Российской Федерации RU 3/CZ202 и сведениям о страховой истории Кузьменко С.П. на дату обращения за назначением пенсии не работает, имеет личный идентификационный номер в Чешской республике.
Судом установлено, что ГУ-УПФР в г. Воронеже, рассмотрев формуляр об обращении за пенсией из Российской Федерации N RU 3/CZ202 и комплект документов, решением от 10 июля 2019 года N 361752 назначил Кузьменко С.П. с 12 февраля 2019 года бессрочно страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением Договора между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года в размере 5577, 64 рублей (в том числе: фиксированная выплата к страховой пенсии - 3896, 09 рублей, страховая пенсия - 1681, 55 рублей). Стаж Кузьменко С.П. составил 13 лет 9 месяцев 28 дней.
При этом в общестраховой стаж Кузьменко С.П. не включены периоды: с 11 декабря 1980 года по 23 апреля 1981 года - работа на заводе им. Ленина Казахской ССР, с 28 мая 1981 года по 3 марта 1983 года - работа на Приборостроительном заводе им. 50-летия Киргизской ССР, с 6 июня 1983 года по 11 августа 1986 года - работа на заводе "АЙНУР" Киргизской ССР, с 12 августа 1986 года по 17 августа 1986 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, со 2 февраля 1987 года по 4 августа 1988 года- работа в Мойынкумском РОК Казахской ССР, с 4 сентября 1989 года по 1 апреля 1992 года - работа в Мойынкумском РайОНО Казахской ССР (Республика Казахстан), со 2 мая 1992 года по 15 июля 1992 года - нахождение на учете в Мойынкумском центре занятости в качестве безработного с сохранением непрерывного трудового стажа, в связи с отсутствием правовых оснований для учета стажа, приобретенного на территории бывших республик СССР, а также в страховой стаж - период работы в качестве генерального директора ООО "Спектр" в Новохоперском районе Воронежской области с 31 июля 2007 года по 13 апреля 2011 года, в связи с отсутствием соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истца за указанный период.
Согласно записям в трудовой книжке Кузьменко С.П, 11 декабря 1980 года истец принята на работу на завод им. В.И. Ленина в цех ученицей штамповщицы; 23 апреля 1981 года - уволена по собственному желанию; 28 мая 1981 года - принята комплектовщицей второго разряда на Приборостроительный завод им. 50-летия Киргизской ССР; 3 марта 1983 года - уволена по собственному желанию; 6 июня 1983 года - принята ученицей испытателя деталей на завод "АЙНУР"; 11 августа 1986 года - уволена по собственному желанию; 2 февраля 1987 года - принята на работу в качестве руководителя кружка в Мойынкумском РОК; 4 августа 1988 года - уволена по собственному желанию; 4 сентября 1989 года - принята руководителем кружка в Мойынкумском РайОНО; 2 марта 1992 года - уволена, в связи с сокращением штатов; с 2 мая 1992 года по 15 июля 1992 года - состояла на учете в Мойынкумском центре занятости в качестве безработного с сохранением непрерывного трудового стажа.
Также в материалы дела представлены: копия архивной справки N 1635 от 29 октября 2018 года, выданной ОАО "Бишкекский машиностроительный завод", в подтверждение периода работы с 11 декабря 1980 года по 23 апреля 1981 года на заводе им. В.И. Ленина Киргизской ССР; копия архивной справки N 270/13-203 от 23 октября 2018 года, выданной ОАО "Транснациональная корпорация "Дастан", в подтверждение периода работы с 28 мая 1981 года по 3 марта 1983 года на Приборостроительном заводе им. 50-летия Киргизской ССР; копия архивной справки N 07-1/87 от 22 октября 2018 года, выданной ОАО "Завод АЙНУР", в подтверждение периода работы с 6 июня 1983 года по 11 августа 1986 года на заводе "АЙНУР" Киргизской ССР; копия архивной справки N 2-05/530 от 27 августа 2018 года, выданной КГУ "Государственный архив Мойынкумского района" Управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области, в подтверждение периодов работы с 2 февраля 1987 года по 4 августа 1988 года в Мойынкумском РОК и с 4 сентября 1989 года по 1 апреля 1992 года в Мойынкумском РОНО Казахской ССР.
Согласно материалам дела, с 12 августа 1986 года по 17 августа 1986 года Кузьменко С.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком. В материалах пенсионного дела имеются: копия свидетельства о рождении дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданного 23 февраля 1984 года Отделом ЗАГС Октябрьского района г. Фрунзе Киргизской ССР и копия свидетельства о рождении дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданного 25 февраля 1985 года Отделом ЗАГС Октябрьского района г. Фрунзе Киргизской ССР.
Как следует из материалов дела, 6 сентября 2005 года Кузьменко С.П. принята на работу в ООО "Спектр" на должность генерального директора, с указанной должности не уволена, 13 апреля 2011 года ООО "Спектр" прекратило свою деятельность.
Согласно материалам дела, Кузьменко С.П. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 8 сентября 2001 года, работодателем за нее уплачивались страховые взносы с 1 октября 2006 года по 31 декабря 2006 года. Период работы с 1 января 2002 года по 30 июля 2007 года был учтен при подсчете страхового стажа на основании справки о стаже N 1043 от 6 июня 2019 года. За период работы Кузьменко С.П. с 31 июля 2007 года по 13 апреля 2011 года страховые взносы работодателем не начислялись и не уплачивались.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кузьменко С.П. о включении в общий трудовой и страховой стаж спорных периодов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для учета стажа, приобретенного на территории бывших республик СССР (в том числе, на территории Республики Казахстан, Республики Кыргызстан), поскольку Договор между Российской Федерацией и Чешкой Республикой о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года, не предусматривает возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории иных государств.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, дополнительно указав, что поскольку Кузьменко С.П. на территории Российской Федерации не проживает и не имеет места регистрации, суд пришел к обоснованному выводу, что Соглашение от 13 марта 1992 года, участником которого Чешская Республика не является, не может применяться к лицу, которое постоянно проживает на территории государства, не являющегося участником Соглашения.
Также указал, что Кузьменко С.П. не лишена права на обращение к ответчику с заявлением о включении спорных периодов в общетрудовой стаж на основании Соглашения от 13 марта 1992 года при постоянном проживании на территории Российской Федерации либо другого любого государства - участника указанного Соглашения.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Вопросы в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Чешкой Республикой урегулированы Договором о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года.
Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой с социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года (далее по тексту - Договор от 8 декабря 2011 года) распространяется на трудящихся и членов их семей, которые являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон и подпадали или подпадают под действие законодательства одной из Договаривающихся сторон. Договор основан на пропорциональном принципе и в части пенсионного обеспечения применяется к страховым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и к пособиям на погребение.
Согласно статье 5 Договора от 8 декабря 2011 года в праве на пенсии и пособия не может быть отказано и их размер не может быть изменен или не может быть прекращена их выплата по причине того, что трудящийся проживает на территории другой Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 12 Договора от 8 декабря 2011 года при определении права на пенсию и при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации, во внимание принимаются периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные по законодательству Чешской Республики, в таком же порядке, как если бы они имели место на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда указанные периоды совпадают по времени их приобретения.
В соответствии со статьей 13 указанного Договора, в случае, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию имеется и без учета периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного по законодательству другой Договаривающейся Стороны, то учреждение первой Договаривающейся Стороны устанавливает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно ее законодательству.
В силу статьи 14 данного Договора, учреждение каждой Договаривающейся Стороны исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному согласно положениям законодательства своего государства.
При этом подсчет страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, учреждение которой назначает пенсию (часть 1).
В случае если страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее двенадцати месяцев и этого недостаточно для возникновения права на пенсию, пенсия этой Договаривающейся Стороны не устанавливается (часть 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Договора от 8 декабря 2011 года для установления права на пенсию согласно настоящему Договору принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, приобретенный, в том числе, до вступления Договора силу.
При этом, страховой стаж, приобретенный до 31 декабря 2008 года на территории одной из Договаривающихся Сторон, принимает во внимание та Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживало на указанную дату, но только в той части, в которой этот страховой (трудовой) стаж не учтен при определении размера пенсии и пособия, предоставленных другой Договаривающейся Стороной, при условии, что данное лицо приобрело на указанную дату не менее 1 года страхового (трудового) стажа по законодательству той Договаривающейся Стороны, которая в соответствии с настоящим абзацем должна учесть страховой (трудовой) стаж. В противном случае страховой (трудовой) стаж учитывает та Договаривающаяся Сторона, по законодательству которой указанный стаж был фактически приобретен.
Таким образом, из анализа вышеприведенного Договора от 8 декабря 2011 года спорные периоды трудовой деятельности Кузьменко С.П. не могут быть учтены при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства - Чешской Республики.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В силу статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает переходные положения действия данного закона.
Так, согласно части 1 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, согласно приложению 3 к Федеральному закону N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 года).
При назначении пенсии, в том числе, страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан и Киргизской Республике) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Суды первой и апелляционной инстанций приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применили и разрешили спор по исковым требованиям Кузьменко С.П. со ссылкой лишь на отсутствие в Договоре между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года возможности учета страхового стажа, приобретенного на территории иных государств, без применения норм этого договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 года предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Чешской Республики.
Ввиду того, что компетентным учреждением Чешской Республики спорные периоды трудовой деятельности Кузьменко С.П. не могут быть включены в его страховой стаж, названные периоды с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежали включению в стаж Кузьменко С.П. пенсионным органом при назначении Кузьменко С.П. страховой пенсии по старости. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению права Кузьменко С.П. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Кузьменко С.П, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, в связи с чем, нарушение норм материального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 октября 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.