Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Юдиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева Сергея Владиславовича к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области о признании незаконным решения, восстановлении нарушенного права
по кассационной жалобе Горбачева Сергея Владиславовича
на решение Волжского районного суда г. Саратова N2-1204/2020 от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда N33-5947/2020 от 15 октября 2020 года, которыми в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав Горбачева С.В. и его представителя по ордеру Капуткину Е.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области по доверенности Русакову О.А, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ОПФР по Саратовской области по доверенности Стаскевич И.А, судебная коллегия
установила:
Горбачев С.В. обратился в суд с иском к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области о признании незаконным решения, восстановлении нарушенного права.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 7 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Горбачева С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Горбачева С.В. без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Горбачевым С.В. ставится вопрос об отмене решения Волжского районного суда г. Саратова от 7 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 октября 2020 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, с 1 марта 1995 года по 26 апреля 1995 года Горбачев С.В. проходил военную службу по призыву на территории Чеченской Республики в составе войсковой части N с местом дислокации в "адрес", где выполнял служебные обязанности в составе территориального управления МЧС России в Чеченской Республике.
Согласно приказа начальника Территориального Управления МЧС России в Чеченской Республике от 01 марта 1995 года N62 по строевой части "адрес", Горбачев С.В. прибыл в распоряжение части; приказом начальника Территориального Управления МЧС России в Чеченской Республике от 25 апреля 1995 года N117 по строевой части "адрес", ФИО1 убыл и исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия.
24 сентября 2004 года Горбачеву С.В. выдано удостоверение "Ветеран боевых действий" серии БК N с правом на получение льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Основанием для выдачи удостоверения являлась запись начальника штаба ГУ МЧС России в Чеченской Республике в военном билете НП N, выданном 3 марта 1994 года Заводским районным военным комиссариатом, о выполнении с 1 марта 1995 года по 26 апреля 1995 года служебных обязанностей в составе Территориального управления МЧС России в Чеченской Республике.
Протоколом заседания комиссии по выдаче удостоверений "Ветеран боевых действий" N1 от 26 декабря 2019 года, удостоверение "Ветеран боевых действий" серии БК N, выданное 24 сентября 2004 года на имя Горбачева С.В. признано недействительным, поскольку имеющиеся документы не являются достаточными для подтверждения его участия в боевых действиях на территории вооруженного конфликта, а выполнение Горбачевым С.В. служебных обязанностей в составе Территориального управления МЧС России в Чеченской Республике не означает фактическое участие в боевых действиях.
Разрешая спор и отказывая Горбачеву С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", исходил из того, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций, производится не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях. Как полагал суд первой инстанции, из представленных документов не следует, что Горбачевым С.В. в данные периоды непосредственно выполнялись определённые боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого конфликта. Указав на то, что доказательств объективно подтверждающих, что в период с 1 марта 1995 года по 26 апреля 1995 года Горбачев С.В. привлекался к выполнению специальных задач при прохождении службы в условиях в местностях, которые отнесены к зоне вооружённого конфликта, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Горбачева С.В. о восстановлении статуса ветерана.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция от 19 декабря 2003 г. N 763).
Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах", кроме лиц, упомянутых в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзацу первому статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определён постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280), пунктом 2 которого предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определённых Правительством Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и от 18 июля 1994 г. N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан приказ N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооружённых конфликтах".
Указывая на то, что ветераном боевых действий и удостоверение выдается не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях, судебные инстанции не учли иные нормативные положения, непосредственно относящиеся к спорным отношениям.
В материалы дела представлена архивная справка ФКУ "Центральный архив МЧС России, согласно которой в данном учреждении имеются приказы начальника Территориального Управления МЧС России в Чеченской Республике от 01 марта 1995 года N62 по строевой части "адрес", о том, что Горбачев С.В. прибыл в распоряжение части и приказ начальника Территориального Управления МЧС России в Чеченской Республике от 25 апреля 1995 года N117 по строевой части "адрес", Горбачев С.В. убыл и исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия.
Согласно записей в военном билете Горбачева С.В. следует, что с 01 марта 1995 года по 26 апреля 1995 года истец выполнял служебные обязанности в составе Территориального управления МЧС России в Чеченской Республике; В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. N5481-1 и Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 г. N1360 указанный период службы подлежит зачету на льготных условиях - один месяц службы за три месяца стажа и имеет право на другие льготы установленные законодательством РФ.
Также в военном билете истца содержатся записи о приказах о направлении Горбачева С.В. в командировку в период с 01 марта 1995 года по 26 апреля 1995 года в Республику Чечня, где он проходил военную службу в составе войсковой части, выполняющей задачи по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Между тем данные обстоятельства судом апелляционной инстанцией проверены не были, при том, что в данных документах содержатся записи в том числе о зачете данного периода службы в льготном исчислении.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что законность приказов в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, пребывание Горбачева С.В. и осуществлением им военной службы в составе войсковой части, выполняющей задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта ответчиком не оспорено, что судебными инстанциями оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки, в связи с чем ссылка судебных инстанций на то, что доказательств, объективно подтверждающих, что истец проходил военную службу в составе войсковой части, выполняющей задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, нельзя признать правомерной.
Суждение судебных инстанций о том, что из представленных документов не следует, что Горбачевым С.В. в указанный период непосредственно выполнялись определённые боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооружённого конфликта, нельзя признать правомерным, поскольку прохождение военной службы в данном случае связано с выполнением истцом задач в составе войсковой части, выполняющей задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а не в условиях чрезвычайного положения и выполнения каких-либо боевых задач.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом приведённых положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
Однако в нарушение требований гражданского процессуального закона и приведённых норм материального права, доводам Горбачева С.В. о наличии у него права на статус ветерана боевых действий, а также предоставленным доказательствам, судом апелляционной инстанции надлежащей правовой оценки не дано.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отказе в признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" нельзя признать правомерным.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 октября 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.