Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2021 года гражданское дело по иску Самсонова Константина Ивановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области об установлении размера пенсии
по кассационной жалобе Самсонова Константина Ивановича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 года по гражданскому делу N 33-2603/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Самсонова К.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области Рословой В.В, действующей на основании доверенности, установила:
Самсонов К.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ - ОПФР по Саратовской области) об установлении размера пенсии, мотивируя свои требования тем, что 3 октября 2018 года подписан Закон N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". В пакет документов об изменении пенсионного законодательства включен Закон о ратификации Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, принятой в 1952 году. Конвенция установилауровень минимальных гарантий, которые обязаны соблюдать все подписавшие документы страны. Истец полагает, что после ратификации Конвенции пенсия не должна составлять менее 40% утраченного заработка.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, Самсонов К.И. просил возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию не менее 40% утраченного заработка с 1 января 2019 года на основании Федерального закона от 2 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований Самсонова К.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Самсонов К.И. ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии, т.к. после подписания Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения Российская Федерация подтвердила, что пенсия не может быть меньше 40% утраченного заработка, однако пенсионные органы нарушают его права на обеспечение надлежащей пенсией.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции, оставившим решение суда первой инстанции без изменения, по делу допущено не было.
Как установлено судом, Самсонов К.И. является получателем пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 136, 615. Размер пенсии с 1 января 2018 года составил 21098 рублей 56 копеек.
Кроме того, Самсонов К.И. с 1 января 2005 года по настоящее время является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид I группы, в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С 1 февраля 2018 года по настоящее время размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации составляет 2670 рублей 73 копейки.
В связи ратификацией Российской Федерацией с 1 января 2019 года Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция N102), принятой на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 28 июня 1952 года, Самсонов К.И. обратился в территориальное подразделение Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии по старости, полагая, что его пенсия не должна составлять менее 40% утраченного заработка.
Согласно материалам дела, 1 февраля 2019 года ГУ - ОПФР по Саратовской области Самсонову К.И. отказано в перерасчете страховой пенсии, с указанием на расчет пенсионного обеспечения в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Самсоновым К.И. требований, судебные инстанции исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришли к выводу, что факт нарушения пенсионного законодательства ответчиком не установлен, оценка пенсионных прав Самсонова К.И. произведена в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В связи с чем, у суда не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истцу.
В обжалуемом судебном постановлении приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Конвенции N 102, Определения Конституционного суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 343-О), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Самсоновым К.И. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии в соответствии с Конвенцией N 102, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку изменений в пенсионное законодательство по вопросам расчета размера пенсий в соответствии с указанной Конвенцией, внесено не было, в связи с чем, оснований у пенсионного органа для перерасчета пенсии Самсонова К.И. не имеется.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 года - оставить без изменений, кассационную жалобу Самсонова Константина Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.