Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солтыс Е.Е, судей Сапрыкиной Е.В, Полынковой Е.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Кобец ФИО9 к акционерному обществу "АльфаСтрахование" о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Кобец ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Сапрыкиной Е.В, пояснения Кобец О.В. и Кобец О.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, установила:
Кобец О.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "АльфаСтрахование" (далее - АО "АльфаСтрахование") с требованиями о взыскании компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 22 июля 2020 года требования удовлетворены частично, с АО "АльфаСтрахование" в пользу Кобец О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 октября 2020 года решение Советского районного суда г. Липецка от 22 июля 2020года отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Истица Кобец О.В. на доводах кассационной жалобы настаивала, пояснив, что имеет заболевание, требующее длительного медицинского наблюдения, которое ведет конкретный врач невролог, работающий в МЦ "Здоровье нации". Когда она (Кобец О.В.) в очередной раз записалась к своему лечащему врачу в МЦ "Здоровье нации", то ответчик отказался согласовывать врачебный прием именно в данном лечебном учреждении и выдал направление в иное лечебное учреждение, куда она обращаться не стала, так как желает наблюдаться в конкретной клинике, у своего лечащего врача.
Третье лицо Кобец О.Н. поддержал доводы кассационной жалобы и пояснил, что он, как сотрудник банка был застрахован по добровольному медицинскому страхованию в АО "АльфаСтрахование", а супруга Кобец О.В. за отдельную плату присоединилась к данному страхованию.
Проверив законность обжалуемого апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, с учетом доводов кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что 1 апреля 2018 года между АО "АльфаСтрахование" и ООО "РусфинансБанк" заключен договор добровольного медицинского страхования на срок с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2020 года, по условиям которого страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая организовать и оплачивать оказание застрахованным лицам медицинской помощи в медицинских организациях на условиях договора и применимых Программ страхования (Приложение 32 к Договору), а страхователь обязуется уплатить установленную договором страховую премию. Страховщик обязан организовать предоставление застрахованным лицам медицинском помощи в объеме, предусмотренном программой страхования. Страховщик вправе выяснять причины и обстоятельства страхового случая, включая направление запросов в соответствующие организации о факте и причинах страхового случая. Знакомиться с медицинской документацией застрахованного лица, полученной в ходе исполнения договора, отражающей историю его заболеваний, физическое и психическое состояние, диагноз, ход и прогноз результатов лечения, а также использовать данную информацию для решения вопросов, связанных с исполнением договора, оплатой оказанных застрахованному лицу медицинских и иных услуг, защитой прав застрахованного лица.
1 апреля 2018 года между АО "АльфаСтрахование" и ООО "РусфинансБанк" заключено дополнительное соглашение N 1 к вышеуказанному договору добровольного медицинского страхования.
Пунктом 2 дополнительного соглашения стороны установили особые условия принятия на страхование членов семьи работников страхователя: страхователь и/или застрахованное лицо - работник страхователя вправе заявить на страхование по индивидуальному договору ДМС, заключенного между страховщиком и застрахованным лицом - работником страхователя, членов семьи застрахованного лица - работника страхователя (родители, дети, супруг, супруга) за счет личных денежных средств застрахованного лица - работника страхователя.
Программа страхования, являющаяся приложением N 1 к договору ДМС определяет общие положения страхования, порядок и объем медицинской помощи, содержит перечень медицинских организаций, в которых оказываются услуги в рамках Договора.
Согласно разделу 1 общих положений, застрахованное лицо вправе получать медицинскую помощь в соответствии с применимой программой страхования по договору, требовать от страховщика организации оказания медицинской помощи и ее оплаты в соответствии с условиями договора и в медицинских организациях, перечень которых определен в договоре, или если в указанной программе страхования вид медицинской помощи не может быть оказан в медицинских организациях, предусмотренных договором, в другой медицинской организации по согласованию между страховщиком и застрахованным лицом.
Страховым случаем является обращение застрахованного лица в течение срока действия договора в медицинскую организацию из числа предусмотренных договором и/или программой страхования или согласованных со страховщиком для получения медицинской помощи, предусмотренной договором и/или применимой программой страхования, при таком состоянии здоровья, а так же обстоятельствах, которые требуют получения медицинской помощи.
Под состоянием здоровья, требующим получения медицинской помощи, понимается заболевание, обострение хронического заболевания, травма, отравление, другие несчастные случаи в быту и на производстве, а также обращение застрахованного лица в медицинскую организацию из числа предусмотренных договором или согласованных со страховщиком, в случае возникновения вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг и/или ненадлежащих действий медицинского персонала.
Согласно программы страхования медицинская помощь представляется в объеме, указанном в разделе 3 и с учетом положений раздела 4 настоящей программы страхования в соответствии с лечебно-диагностическими возможностями медицинских организаций, предусмотренных договором или программой страхования, а также с учетом положений раздела программы страхования.
АО "АльфаСтрахование" оставляет за собой право в выборе медицинского учреждения, на базе которого будет оказана медицинская услуга.
В объем оказываемых услуг по страхованию включено: первичные и повторные приемы врачей-специалистов, в том числе невролога.
Согласно подразделу 3.6 раздела 3 программы страхования, медицинское обслуживание застрахованных лиц, проживающих в г. Липецке, осуществляется через Липецкий филиал АО "АльфаСтрахование".
Амбулаторная помощь оказывается в медицинских учреждениях: ООО "Азбука МЕД", ООО "Мать и дитя" (включающее в себя МЦ "Здоровье нации"), ООО "Медицинский комплекс", ООО "Семейный доктор", ГУЗ "Областная больница N2", НП "Новолипецкий медицинский центр" и др.
Исходя из условий программы страхования не подлежат оплате профилактические и оздоровительные мероприятия.
1 апреля 2019 года в рамках договора ДМС, заключенного между АО "АльфаСтрахование" и ООО "РОСБАНК" ранее (ООО "РусфинансБанк) работнику страхователя Кобец О.Н. выдан полис ДМС сроком действия с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, при этом, Кобец О.Н. был ознакомлен и согласен с Правилами ДМС, Программой ДМС.
Кобец О.Н. был получен экземпляр Программы страхования по ДМС и в числе застрахованных лиц к данному договору указана Кобец О.В, как член семьи работника страхователя, застрахованная по программе "Оптимальный ГП".
28 января 2020 года Кобец О.В. обратилась в АО "АльфаСтрахование" за получением гарантийного письма для посещения ЛОР-врача, посещение которого было организовано в ООО "Медицинский комплекс". Выставлен диагноз: острый ринит. Мигренеподобные головные боли? Назначено лечение и рекомендована консультация невролога.
11 февраля 2020 года Кобец О.В. обратилась в АО "АльфаСтрахование" за получением гарантийного письма для посещения врача-невролога в МЦ "Здоровье Нации", ссылаясь на ухудшение состояния здоровья и длительность наблюдения у специалиста данного медицинского учреждения.
На данное обращение 11 февраля 2020 года АО "АльфаСтрахование" направило гарантийное письмо в ООО "Медицинский комплекс", однако запись к неврологу в этот день в указанном учреждении отсутствовала, в связи чем, гарантийное письмо было перенаправлено в ООО "Семейный доктор", в связи с наличием свободной записи к указанному специалисту на указанное число, но Кобец О.В. в данное медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в период срока действия гарантийного письма не обратилась.
Как следует из материалов дела ФИО1 неоднократно извещалась сотрудниками АО "АльфаСтрахование" о выдаче и действии гарантийного письма на посещение врача-невролога в ООО "Семейный доктор", при этом, на основании жалоб ФИО1 на свое состояние здоровья, страховщиком был организован истице вызов платной скорой медицинской помощи, заявленное ею состояние купировано уколом, а Кобец О.В. выставлен диагноз: "Другие симптомы и признаки, относящиеся к эмоциональному состоянию".
По результатам обследования у врача-невролога Кобец О.В. были рекомендованы консультации врача-окулиста, назначены инъекции, в связи с чем, АО "АльфаСтрахование" направлены гарантийные письма в ООО "Медицинский комплекс", где истица 22 февраля 2020 года прошла обследование у врача-окулиста, но на проведение инъекций и на прием к врачу-неврологу в ООО "Медицинский комплекс" Кобец О.В. гарантийным письмом не воспользовалась.
Также АО "АльфаСтрахование" организовывало Кобец О.В. прием врача дерматолога - 17 марта 2020 года и врача маммолога - 26 марта 2020 года.
В связи с жалобами Кобец О.В. на несогласование медицинских услуг, АО "АльфаСтрахование" 3 марта 2020 года дан ответ, из которого следует, что страховщиком проведено служебное расследование, в ходе которого врачами экспертами штаб-квартиры АО "АльфаСтрахование" проанализированы данные электронного журнала регистрации обращений на круглосуточный медицинский пульт страховой компании и медицинская документация из которой следует, что на основании медицинского заключения от 13 сентября 2018 года Кобец О.В. был установлен диагноз МКБ Н81.0 Болезнь Меньера и согласно клиническим рекомендациям по Болезни Меньера Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов от 2014 года, по установленному диагнозу оказывается только скорая неотложная помощь (купирование приступа головокружения). Все же остальные мероприятия в межприступный период относятся к профилактическим, что является исключением из программы страхования (профилактические и оздоровительные мероприятия). 11 февраля 2020 года в связи с обострением у Кобец О.В. установленного диагноза была организована скорая неотложная медицинская помощь в рамках программы ДМС, острое состояние было купировано. Профилактические мероприятия в рамках программы страхования организовать не представляется возможным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, исходил из того, что у Кобец О.В. имеется право выбора врача и медицинской организации, а пункт 2.2 Программы страхования противоречит законодательству о защите прав потребителей.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда, руководствуясь положениями статей 151, 421, 934, 942, 943, 970 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 года N 4015-1, статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", разъяснениями, данными в пунктах 2, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив доказательства по правилам статей 55, 56, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку при заключении договора страхования стороны пришли к соглашению об отнесении к страховым случаям заболеваний застрахованного и услуг, поименованных перечнем и в учреждениях, указанных в программе добровольного страхования, а также согласовали, что право в выборе медицинского учреждения, на базе которого будет оказана услуга, предоставлено АО "АльфаСтрахование". При этом, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" запрета на оставление за страховщиком права в выборе медицинского учреждения, на базе которого будет предоставлена услуга, не предусмотрено, а то обстоятельство, что Кобец О.В. не воспользовалась ни одним из гарантийных писем, не говорит о бездействии ответчика.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда.
Выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, подробно мотивированными в судебном акте.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 14 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кобец ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.