Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 апреля 2021 года гражданское дело по иску Баёва Андрея Николаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий
по кассационной жалобе Баёва Андрея Николаевича
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 30 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-2075/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 декабря 2020 года по гражданскому делу N 33-7504/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя истца Барбакадзе В.Т, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Саратовской области Головко Т.А, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, установила:
Баёв А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту ? ГУ МВД России по Саратовской области) о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 декабря
2020 года, исковые требования Баёва А.Н. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Баёв А.Н. просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности, нарушение процедуры проведения служебной проверки и сроков, наложении дисциплинарного взыскания без учета тяжести и обстоятельств совершения, а также предшествующего поведения истца, нарушения сроков применения мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных статьей 193 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Баёв А.Н. проходил службу в органах внутренних дел с октября 2003 года.
Приказом начальника ГУ МВД России по Саратовской области от 9 июня 2019 года N 168 Баёв А.Н. назначен на должность начальника отделения ГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ "Калининский" по контракту с 12 августа 2019 года.
13 ноября 2019 года в соответствии с приказами МВД России N 66-1999 и N 420-2018 "О совершенствовании деятельности контрольно-профилактических подразделений ГИБДД МВД России" и согласно плану-заданию, утвержденному руководителем УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, сотрудниками КПО УГИДД ГУ МВД России по Саратовской области проведена проверка организации служебной деятельности подразделения и соблюдения сотрудниками ДПС отдела ГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области порядка несения службы и правил применения систем видеонаблюдения.
Согласно материалам дела, 25 ноября 2019 года начальником ГУ МВД России по Саратовской области по фактам выявленных сотрудниками КПО УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области нарушений при проведении вышеуказанной проверки несения службы сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области назначена служебная проверка.
При проведении указанной служебной проверки установлены следующие нарушения со стороны истца в деятельности ГИБДД по линии дорожного надзора, с учетом назначения его на должность начальника ОГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области с 12 августа 2019 года и периода его нахождения в отпуске с 21 октября 2019 года по 8 декабря 2019 года.
Так, установлено, что на информационном стенде, расположенном у здания ГИБДД, какая-либо информация о работе отделения ГИБДД отсутствует; рядом с площадкой осмотра транспортных средств РЭО ГИБДД установлен дорожный знак, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ (на дорожном знаке 6.4 "Место стоянки" имеется дополнительное изображение знака дополнительной информации (таблички) 8.17 "Инвалиды".
В нарушение требований п. 73, 86 Административного регламента МВД России исполнения государственных функций по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380, акты выявленных недостатков улично-дорожной сети не составлялись, предписания юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям не выдавались, решения о возбуждении дел об административных правонарушениях не принимались.
В рапортах о результатах скрытых проверок несения службы инспекторами ДПС на маршрутах патрулирования, проведенных 20 августа 2019 года, 26 августа 2019 года, 4 сентября 2019 года, 24 сентября 2019 года, в качестве недостатка отмечено отсутствие проверок инспекторами ДПС маркировочных обозначений, узлов номеров и агрегатов остановленных ими транспортных средств. Однако, ни по одному их этих фактов назначение служебной проверки инициировано не было, что свидетельствует о неисполнении руководством ОГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области требований п. 7 гл. 3 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного указом Президента РФ от 14 октября 2012 года N 1377, согласно которому в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан, в том числе, обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
При проверке административных материалов по фактам дорожно-транспортных происшествий выявлены нарушения норм КоАП РФ при проведении административного расследования в части исчисления сроков, не полного, не объективного выяснения всех обстоятельств дела, не ознакомления с определением о возбуждении дела об административном правонарушении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не направления копий определений о продлении сроков проведения административных расследований и направления их с нарушением сроков, не направлении административного материала в течение трех суток с момента его составления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении (материалы на момент проверки не были направлены в суд для принятия решения). По некоторым делам истек срок привлечения к административной ответственности, в связи с чем, лица, виновные в совершении данных правонарушений не были привлечены к административной ответственности.
Установлено нарушение требований ст. 24.1, 26.1, 28.1, 28.7 КоАП РФ и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N707, выразившееся в не выяснении всех обстоятельств по делу об административно правонарушении при рассмотрении обращения гражданина ФИО12 от 21 августа 2019 года, зарегистрированного в КУСП МО МВД России "Калининский" Саратовской области 17 сентября 2019 года N 31818, то есть по истечении 26 суток с момента получения обращения.
Согласно п. 39.1, 39.2 Положения о ГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области, утвержденного приказом МО от 30 января 2019 N 77, начальник отделения руководит отделением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач; обеспечивает соблюдение законности в деятельности отделения.
На основании изложенного начальником ГУ МВД России по Саратовской области 28 января 2020 года вынесен приказ N 87 "О наложении дисциплинарных взысканий", согласно п. 7 которого начальнику ОГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области Баёву А.Н. объявлен выговор за нарушение требований п.п. 39.1, 39.2 Положения о ГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области, утвержденного приказом от 30 января 2019 N 380, выразившееся в невыполнении возложенных на подразделение задач и в отсутствии контроля за соблюдением личным составом законности в служебной деятельности; нарушение требований п. 73 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380, выразившееся в не составлении актов по выявленным недостаткам улично-дорожной сети, невыдаче предписаний и не принятии решений о возбуждении дела об административном правонарушении; а также нарушение требований п. 16 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, выразившееся в не проведении служебных проверок в установленные законом сроки.
Из материалов дела следует, что с приказом о наложении дисциплинарного взыскания Баёв А.Н. ознакомлен 29 января 2020 года.
При проведении служебной проверки по вышеуказанным фактам от Баёва А.Н. 19 декабря 2019 года отобрано объяснение, согласно которому он признал слабый контроль за вверенным личным составом со своей стороны, устранения выявленных в ходе проверки недостатков в служебной деятельности, усиления контроля за личным составом отделения ГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области.
Согласно материалам дела, 2 апреля 2020 года в 22 часа начальник ОГИБДД МО МВД России "Калининский" Саратовской области Баёв А.Н, находясь в форменной одежде, управляя служебным автомобилем, допустил столкновение с автомобилем под управлением гр. ФИО7, двигающимся в попутном направлении, в результате чего автомобили получили технические повреждения, пострадавших не имелось.
3 апреля 2020 года в ГУ МВД России по Саратовской области поступила информация об указанном дорожно-транспортном происшествии.
Для проверки данной информации 3 апреля 2020 года осуществлен выезд в МО МВД России "Калининский" Саратовской области, в ходе которого установлено, что на момент проверки служебный автомобиль на служебной стоянке МО МВД России "Калининский" отсутствовал, автомашина обнаружена на стоянке СТО с видимыми техническими повреждениями в передней части, характерными для ДТП.
3 апреля 2020 года по данному факту начальником ГУ МВД России по Саратовской области назначена служебная проверка.
При проведении служебной проверки Баёв А.Н. пояснил, что 2 апреля 2020 года около 22 часов он взял со стоянки служебную автомашину для проверки наряда, осуществляющего несение службы. Двигаясь по улице Советской г. Калининска он совершил ДТП. После столкновения Баёв А.Н. предложил водителю автомашины, с которой он допустил столкновение, устранить повреждения за его (Баёва А.Н.) счет, на что тот согласился, в связи с чем, истец не стал сообщать о ДТП в дежурную часть, так как хотел устранить технические повреждения самостоятельно. О произошедшем ДТП руководителю не сообщал, так как его вина была очевидна.
Изложенные обстоятельства ДТП, произошедшего 2 апреля 2020 года, также подтверждаются объяснениями второго участника ДТП ФИО7 от 8 апреля 2020 года и объяснениями инспекторов ДПС ФИО8 и ФИО9 от 3 апреля 2020 года.
Несообщение Баёвым А.Н. о ДТП, имевшем место 2 апреля 2020 года в г. Калининске Саратовской области с его участием на служебном автомобиле, руководству и в дежурную часть, повлекло за собой утрату подлежащих установлению обстоятельств.
Служебной проверкой установлено нарушение Баёвым А.Н. Административного регламента исполнения МВД Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участников дорожно-транспортного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2017 года N 664, п.п.100.2, 142.5 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 года N 1045, п. 5 Порядка сбора и предоставления информации о происшествиях с сотрудниками органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 30 декабря 2011 года N 1831, п. 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3, п. 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции", в части несоблюдения требований к сотруднику органов внутренних дел о недопущении принятия решений из соображений личной заинтересованности, выразившееся в несообщении сведений о ДТП.
Из материалов дела следует, что служебная проверка по данному факту окончена 9 апреля 2020 года, ГУ МВД России по Саратовской области 10 апреля 2020 года утверждено заключение.
С учетом имеющегося действующего дисциплинарного взыскания, наложенного приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 28 января 2020 года N 87, ответчиком принято решение об увольнении Баёва А.Н. на основании приказа от 23 апреля 2020 года N 447 по пункту 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме).
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения Баёв А.Н. ознакомлен в тот же день 23 апреля 2020 года.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В силу статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Согласно статье 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины в силу статьи 49 указанного Федерального закона признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в
органах внутренних дел.
При этом работодатель должен доказать, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к наложению дисциплинарного взыскания, действительно имело место и могло являться основанием для наложения дисциплинарных взысканий; были соблюдены предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сроки для его применения.
Статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки.
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным
приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161.
В силу п. 142.5 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 года N 1045, работа по обеспечению безопасности движения в органах внутренних дел Российской Федерации включает в себя в том числе обеспечение своевременной передачи информации о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП с участием водителя в подразделение (организацию) МВД России, а также в подразделение тылового обеспечения и доведение ее до сведения водителей (по каждому ДТП с участием водителя в обязательном порядке начальником (руководителем) подразделения (организации) МВД России назначается проверка).
Согласно пункту 267 Административного регламента МВД России от 23 августа 2017 года N 664 сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) о каждом известном ему ДТП, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования.
В соответствии с пунктом 5 Порядка сбора и предоставления информации о происшествиях с сотрудниками органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 30 декабря 2011 года N 1831 "О мерах по обеспечению оперативности передачи информации о происшествиях с сотрудниками органов и подразделений ГУ МВД России по Саратовской области", сотрудник органов внутренних дел независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток в случае обращения к нему гражданина, либо в случае выявления преступления, административного правонарушения и происшествия с участием другого сотрудника органов внутренних дел обязан сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции". Данная обязанность распространяется на сотрудника органов внутренних дел и в случаях, когда происшествие произошло непосредственно с ним. При этом он должен немедленно информировать о происшествии своего непосредственного начальника.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, установили факт совершения Баёвым А.Н. дисциплинарных проступков, используя заключения по результатам служебных проверок, как одно из доказательств в их совокупности, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, учитывая неоднократность неисполнения истцом его служебных обязанностей, сделали обоснованный вывод о правомерном наложении дисциплинарных взысканий в виде выговора и последующего увольнения Баёва А.Н. со службы, являющихся соразмерными тяжести совершенных Баёвым А.Н. проступков, поскольку при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции, что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий. Кроме того, ответчиком не нарушен порядок и срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренный нормами специального закона.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года "О полиции", Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 года N1045, Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Баёвым А.Н. в жалобе доводы об отсутствии с его стороны дисциплинарных проступков, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Ссылку Баёва А.Н. в кассационной жалобе на отсутствие с его стороны вины в совершении проступка, поскольку при переводе на должность начальника отделения ГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ "Калининский" он не прошел обучение в установленном законом порядке, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку не освобождает работника от надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по организации контроля за соблюдением личным составом норм действующего законодательства.
Доводы истца в кассационной жалобе на нарушение сроков и порядка проведения служебной проверки, ввиду необходимости применения к данным правоотношениям норм трудового законодательства, судебная коллегия находит не основанными на нормах права, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баёва Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.