Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Филатовой В.Ю.
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирдяшовой Натальи Борисовны к УФССП по Республике Мордовия, ФССП о признании незаконным приказа об увольнении, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о приеме на службы в органы принудительного исполнения РФ
по кассационной жалобе Кирдяшовой Натальи Борисовны
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия N2-1013/2020 от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия N33-1688/2020 от 3 ноября 2020 года, которыми в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ильина Ю.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, вынесенные по делу судебные постановления законными и обоснованными и отмене не подлежащими, судебная коллегия, установила:
Кирдяшова Н.Б. обратилась в суд с иском к УФССП по Республике Мордовия, ФССП о признании незаконным приказа об увольнении, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о приеме на службы в органы принудительного исполнения РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Кирдяшовой Н.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 3 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кирдяшовой Н.Б. без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Кирдяшовой Н.Б. ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 3 ноября 2020 года, как незаконных ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 24 октября 2007 года по 30 апреля 2020 года Кирдяшова Н.Б. замещала различные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия.
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 11 октября 2018 годп N 986-к Кирдяшова Н.Б. назначена на должность начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела УФССП России по Республике Мордовия с 12 октября 2018 года.
11 октября 2018 года между УФССП России по Республике Мордовия и Кирдяшовой Н.Б. заключен служебный контракт N 87 о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела УФССП России по Республике Мордовия на неопределённый срок.
В целях реализации Федерального закона ФССП России 1 января 2020 года издан приказ N41 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП России по Республике Мордовия", согласно которому с 1 мая 2020 года вводится в действие структура УФССП России по Республике Мордовия и штатное расписание, не предусматривающие замещаемой Кирдяшовой Н.Б. должности гражданской службы - начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела УФССП России по Республике Мордовия.
30 января 2020 года Кирдяшовой Н.Б. вручено уведомление руководителя УФССП России по Республике Мордовия ФИО7 от 29 января 2020 года N 13909/20/1813, согласно которому на основании Федерального закона от 1 октября 2019 года N328 в УФССП России по Республике Мордовия будут проводиться организационно-штатные мероприятия, в ходе которых замещаемая ею должность с 1 мая 2020 года будет сокращена.
28 февраля 2020 года Кирдяшовой Н.Б. на имя директора ФИО1 Д.В. подано заявление о принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность старшего инспектора отделения собственной безопасности УФССП России по Республике Мордовия.
30 марта 2020 года состоялось заседание оперативного штаба УФССП России по Республике Мордовия, на котором были рассмотрены документы 430 федеральных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и успешно прошедших мероприятия отбора.
По результатам рассмотрения документов оперативным штабом принято решение об оставлении без рассмотрения заявления нескольких государственных гражданских служащих, в том числе Кирдяшовой Н.Б, в связи с тем, что она имеет меньший опыт работы в сфере служебной деятельности, к которой относится должность старшего инспектора отделения собственной безопасности, по сравнению с ФИО8, также претендующим на эту должность.
3 апреля 2020 года Кирдяшова Н.Б. уведомлена руководителем УФССП России по Республике Мордовия ФИО7 о том, что ей отказано в замещении должности старшего инспектора отделения собственной безопасности службы принудительного исполнения, поскольку она имеет меньший опыт работы в сфере служебной деятельности, к которой относится должность старшего инспектора отделения собственной безопасности, по сравнению с кандидатом ФИО8
17 апреля 2020 года Кирдяшовой Н.Б. предложены для замещения с 1 мая 2020 года вакантные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия.
Кирдяшова Н.Б. ознакомилась с перечнем 23 апреля 2020 года и от замещения всех предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия отказалась.
На основании приказа руководителя УФССП России по Республике Мордовия ФИО7 от 28 апреля 2020 года N 189-к с Кирдяшовой Н.Б. расторгнут служебный контракт от 11 октября 2018 года N 87с, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела УФССП России по Республике Мордовия и уволена с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 года, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Кирдяшовой Н.Б. требований о признании незаконным приказа об увольнении, отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о приеме на службы в органы принудительного исполнения РФ, суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что увольнение истицы с занимаемой должности произведено работодателем с соблюдением установленного законом порядка, поскольку до увольнения представителем нанимателя Кирдяшовой Н.Б. были предложены все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, к которой относилась замещаемая ею должность, с учётом уровня её квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки, от замещения которых она отказалась, что обусловило вывод суда о законности увольнения Кирдяшовой Н.Б. ответчиком.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами и правовым обоснованием суда первой инстанции, при этом указав, что заявление Кирдяшовой Н.Б. о принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность старшего инспектора отдела собственной безопасности УФССП России по Республике Мордовия рассмотрено уполномоченным органом УФССП России по Республике Мордовия в рамках установленной ФССП России процедуры; при выборе кандидатуры на замещение должности старшего инспектора отдела собственной безопасности УФССП России по Республике Мордовия нанимателем были применены объективные критерии, предпочтение было отдано кандидату ФИО8, поскольку он прошёл специальную подготовку (обучение по направлению работодателя) до назначения на должность и в течение длительного периода исполнял обязанности специалиста-эксперта государственной службы кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны (с функциями безопасности) в отличие от кандидата Кирдяшовой Н.Б, не имеющей специальной подготовки по данному направлению деятельности службы; Кирдяшова Н.Б. не имела преимущественного права на замещение должности старшего инспектора отдела собственной безопасности УФССП России по Республике Мордовия; право выбора кандидата на должность в создаваемой структуре с новым штатным расписанием принадлежит нанимателю, который свободен в выборе лица, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований истицы не имелось.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (статьи 31, п. 8.2 ч. 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статей 1, 2, 18, 19, 20, 27, 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы Кирдяшовой Н.Б. о нарушении ответчиком порядка увольнения является надуманным, поскольку как установлено судами, наниматель предложил истице все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая ею должность, с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности.
Довод кассационной жалобы Кирдяшовой Н.Б. о том, что в уведомлении о предстоящих организационно-штатных мероприятиях работодателем ей не разъяснено право выразить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения и порядок поступления, не свидетельствуют о незаконности вынесенных по делу судебных постановлений. Более того о данном праве истице было известно, что подтверждается её заявлением от 28.02.2020 года, в котором она выразила свое волеизъявлением поступить на службу в данный орган.
Довод кассационной жалобы Кирдяшовой Н.Б. о дискриминационном подходе при выборе кандидата на должность старшего инспектора отделения собственности безопасности, своего объективного подтверждения не нашел.
Довод кассационной жалобы Кирдяшовой Н.Б. о незаконности приказа об увольнении до завершения упрощенной процедуры поступления на службу в органы принудительного исполнения, является ошибочным, поскольку ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений, которые бы ставили увольнение государственных гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению с 01.05.2020 года, в зависимость от завершения упрощенной процедуры поступления на службу в органы принудительного исполнения в случае, когда эти государственные гражданские служащие не приняты на должность в органах принудительного исполнения.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кирдяшовой Натальи Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.