Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего судьи Макаровой Н.А., судей Юдиной С.В., Матросовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2021 года гражданское дело по иску Тарабанько Вячеслава Александровича к Государственному казенному учреждению "Отдел социальной защиты населения Климовского района" и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Климовская средняя
общеобразовательная школа N 1" о признании права на получение
социальной поддержки
по кассационной жалобе Тарабанько Вячеслава Александровича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 ноября 2020 года по гражданскому делу N33-3358/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Тарабанько В.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Отдел социальной защиты населения Климовского района" (далее по тексту - ГКУ "ОСЗН Климовского района") и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Климовская средняя общеобразовательная школа N 1" (далее по тексту - МБОУ "Климовская СОШ N 1" о признании права на получение социальной поддержки.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 8 сентября 2020 года исковые требования Тарабанько В.А. удовлетворены частично: за Тарабанько В.А. признано право на предоставление в соответствии с подпунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" мер социальной поддержки в полном объеме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года; на ГКУ "ОСЗН Климовского района" возложена обязанность начислять и выплачивать Тарабанько В.А. в полном объеме денежную выплату за проживание в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение ежемесячно, начиная с 14 марта 2008 года, как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года; на ГКУ "ОСЗН Климовского района", МБОУ Климовская СОШ N 1" возложена обязанность начислять и выплачивать Тарабанько В.А. в полном объеме денежную выплату за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение, ежемесячно начиная с 1 октября 2015 года, как постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, а также предоставлять Тарабанько А.А. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в полном объеме с 1 января 2020 года. В остальной части в удовлетворении исковых требований Тарабанько А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение о частичном удовлетворении исковых требований; за Тарабанько В.А. с 15 июля 2020 года признано право на предоставление ему в соответствии с подпунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN 1244- 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" мер социальной поддержки в полном объеме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года; на ГКУ "ОСЗН Климовского района", МБОУ Климовская СОШ N 1" возложена обязанность по предоставлению Тарабанько В.А. мер социальной поддержки в полном объеме, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года. В остальной части в удовлетворении исковых требований Тарабанько А.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Тарабанько В.А. ставит вопрос об отмене данного апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Тарабанько В.А. с 26 апреля 1986 года по 28 октября 1987 года проходил военную службу в пгт. Н-Белокоровичи Житомирской области УССР, о чем 19 июня 2020 года Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тарабанько В.А. выдано удостоверение серии АЗ N N подтверждающее факт
прохождения военной службы в зоне с правом на отселение.
Из материалов дела следует, что с 6 июля 1998 года по 3 марта 2008 года, с 14 марта 2008 года по настоящее время Тарабанько В.А. проживает в р. "адрес", территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно справке МБОУ "КСОШ N 1" от 14 июля 2020 года N 261 и трудовой книжке серии ВТ N, Тарабанько В.А. с 1 июня 2015 года работает в МБОУ "Климовская средняя общеобразовательная школа N 1".
Как следует из материалов дела, распоряжением ТКУ "ОСЗН "Климовского района" от 21 мая 2008 года Тарабанько В.А. с 14 марта 2008 года назначена компенсация, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Приказом ГКУ "ОСЗН "Климовского района" от 23 сентября 2015 года Тарабанько В.А. назначена ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны с правом на отселение с 1 октября 2015 года, с 1 числа месяца, следующего за его обращением за указанной выплатой.
Согласно информации ГКУ "ОСЗН "Климовского района" N 2754 от 15 июля 2020 года Тарабанько В.А. имеет право на предоставление дополнительного отпуска в количестве семь дней с учетом его проживания в зоне с правом на отселение после 2 декабря 1995 года.
Указанная мера предоставлена Тарабанько В.А. как вновь прибывшему в зону проживания с правом на отселение после 2 декабря 1995 года, в виду имеющегося перерыва в проживании в радиационной зоне.
По сведениям Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тарабанько В.А. компенсация материального ущерба, в связи с утратой имущества по причине выезда за переделы зоны радиоактивного загрязнения не выплачивалась, мера социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата на территории Брянской области на приобретение жилья не предоставлялась.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).
Статьей 4 указанного Закона установлено понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим законом и другими федеральными законами.
В силу части 7 указанной статьи меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5).
Статьей 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN 1244-1 определены категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и объем мер социальной поддержки для каждой из установленных Законом категорий.
Пунктом 7 статьи 13 Закона установлена категория - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Данной категории граждан меры социальной поддержки предоставляются согласно статье 18 Закона, объем которым гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с правом на отселение, зависит от времени проживания в ней, предусматривая два периода: с 26 апреля 1986 года и с 02 декабря 1995 года.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: 1) ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания: с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей, со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей; 2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы) с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней, со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней; 3) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы: с 26 апреля 1986 года - в размере 200 рублей; со 2 декабря 1995 года - в размере 50 рублей.
Согласно Примечанию к разделу III, гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность установления мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а именно восстановление права на получение данных мер в полном объеме для граждан, постоянно проживавших в зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 01 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанную зону для постоянного проживания.
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что Тарабанько В.А. не относится к лицам, вновь прибывшим в зону проживания с правом на отселение после 2 декабря 1995 года, что жилое помещение в соответствии с пунктами 7, 8 статьи 17 или со статьей 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244- 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также компенсация за утраченное имущество не предоставлялась ему, пришел к выводу, что Тарабанько В.А. имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 18 Закона в полном объеме с даты обращения: с 14 марта 2008 года за проживание в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение ежемесячно, как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, с 1 октября 2015 года - на денежную выплату за работу в указанной зоне и с 1 января 2020 года на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1 -3 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN 1244- 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", носят заявительный характер и назначаются с даты обращения, поскольку с заявлением с представлением необходимых документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки в полном объеме, Тарабанько В.А. обратился только 15 июля 2020 года, именно с этой даты судом апелляционной инстанции за ним признано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 статьи 18 Закона.
В апелляционном определении приведено толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Приведенные Тарабанько В.А. в жалобе доводы о наличии права на получение мер социальной поддержки с первоначального обращения в ГКУ "ОСЗН "Климовского района" с 2008 года и 2015 года, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарабанько Вячеслава Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.