Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2021 года гражданское дело по иску Цимбалюка Владимира Михайловича к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании права на пенсию за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области
на решение Кировского районного суда города Саратова от 8 сентября 2020 года по делу N 2-2566/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года по делу N 33-7916/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Головко Т.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы истца Цимбалюка В.М, установила:
Цимбалюк В.М. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Саратовской области) о признании права на пенсию за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 8 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года, исковые требования Цимбалюка В.М. удовлетворены: за Цымбалюк В.М. признано право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4465-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 июня 2020 года; на ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность назначить Цимбалюку В.М. пенсионное обеспечение за выслугу лет 1 июня 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ МВД России по Саратовской области ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая, что выслуга на день увольнения Цимбалюка В.М. из органов Государственной противопожарной службы Республики Казахстан, а не из органов внутренних дел, установленная Республикой Казахстан, составляет 18 лет 6 месяцев 5 дней, что недостаточно для назначения и выплаты пенсии по линии МВД России.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, приказом начальника УГПС ЗКО от 29 апреля 2004 года N 26 подполковник внутренней службы Цимбалюк В.М. начальник 4-пожарной части Управления государственной противопожарной службы Западно-Казахстанской области уволен по статье 91 пункта "Б" (в запас по возрасту с постановкой на воинский учет) с 29 апреля 2004 года. Общая выслуга лет на 29 апреля 2004 года составила 18 лет 6 месяцев 5 дней.
Из справки от 27 мая 2020 года N 30, выданной начальником УФО ДП ЗКО, следует, что Цимбалюк В.М. с 1 мая 2004 года является пенсионером МВД Республики Казахстан и ему назначены пенсионные выплаты за выслугу лет. Выслуга лет в календарном исчислении в ОВД составила 18 лет 6 месяцев 5 дней.
Как следует из таблицы для перерасчета (пособия) и прекращения выплаты пенсии (надбавок) трудовой стаж Цимбалюк В.М. составил 27 лет.
Согласно материалам дела, Цимбалюк В.К. является гражданином Российской Федерации, 1 июня 2020 года истцу прекращены выплаты пенсии в Республике Казахстан, в связи с переездом в Российскую Федерацию.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, Цимбалюк В.М. обратился в ГУ МВД России по Саратовской области для назначения пенсии за выслугу лет в Российской Федерации.
Письмом ГУ МВД России по Саратовской области от 13 мая 2020 года Цимбалюку В.М. отказано в истребовании пенсионного дела и назначении пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", поскольку он уволен из Государственной противопожарной службы Республики Казахстан, которая входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям, служба в которых не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" N 1309 от 9 ноября 2011 года Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации преобразована с 1 января 2002 года в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в ее состав включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия.
Данным Указом установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, а лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на
территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования Цимбалюка В.М. о признании права на пенсию за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли обоснованному выводу, что при переезде на территории Российской Федерации у Цимбалюка В.М, как у лица, получавшего пенсию по линии МВ Республики Казахстан, возникло право на аналогичное пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации - по линии МВД Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" N 1309 от 9 ноября 2011 года и Соглашения государств-участников от 24 декабря 1993 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года, Постановления Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2003 года N 634, Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" N 1309 от 9 ноября 2011 года) подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ МВД России по Саратовской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии по выслуге лет для назначения пенсии, судебная коллегия находит несостоятельнымий, поскольку Цимбалюк В.М. уволен в запас по возрасту, из расчета выслуги лет, произведенной при назначении пенсии по линии МВД в Республике Казахстан, Цимбалюк В.М. достиг возраста 45 лет, общий трудовой стаж его составил более 27 лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев он служил в Государственной противопожарной службе, что предоставляет истцу право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.