Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 апреля 2021 г. по делу N 16-1245/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., изучив жалобу защитника ООО "Газпромнефть-Хантос" Шелест Натальи Николаевны на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 16 марта 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Матыгиной Л.А. от 16 марта 2020 года N 06-101/2020, ООО "Газпромнефть-Хантос" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 58 000 рублей.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2020 года постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 августа 2020 года решение судьи районного суда отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Кондинский районный суд на новое рассмотрение.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2020 года, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО "Газпромнефть-Хантос", защитник общества - Шелест Н.Н. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от представителя которой в установленный срок поступили письменные возражения, в которых высказан просьба об отказе в удовлетворении жалобы защитника общества.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 названного Кодекса правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила, Правила пожарной безопасности в лесах).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров: от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров (абзац 1).
Как следует из материалов дела, 24 декабря 2019 года в 12 часов 09 минут в ходе проведения патрулирования должностным лицом выявлено, что ООО "Газпромнефть-Хантос" в нарушение требований пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах произвело складирование древесины, сложенной в штабеля небольшими пачками в непосредственной близости на расстоянии от 1 до 3 метров от прилегающего хвойного леса на придорожной полосе грунтовой автодороги (линейного объекта) на участке лесного фонда в границах квартала 396 выделов N 9, Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела - лесничества.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Газпромнефть-Хантос" состава вмененного административного правонарушения (в том числе в части того, что оно не является надлежащим субъектом, не совершало действия, образующие объективную сторону административного правонарушения) являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
ООО "Газпромнефть-Хантос" в силу договоров аренды использует предоставленный ему во временное пользование лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации с осуществлением мер по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов.
Из положений пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что установленные ими единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.
В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации приведены виды использования лесов, к числу которых относятся, помимо прочего, заготовка древесины, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
С учетом указанных норм ООО "Газпромнефть-Хантос", именно как лицо, осуществляющее деятельность по использованию лесов на переданном ему в соответствии с договорами аренды в пользование лесном участке, было обязано соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, но их при осуществлении своей деятельности не соблюдало, а потому является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах арендатором лесного участка ООО "Газпромнефть-Хантос" не предпринято, поскольку у общества, как пользователя лесного участка, осуществляющего деятельность по использованию лесов, имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но допустив бездействие, в том числе в части осуществления должного контроля за действиями подрядчиков по заготовке древесины, общество не приняло всех зависящих мер по их соблюдению.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах не имеется оснований не согласиться с выводом судей нижестоящих судебных инстанций, основанным на материалах дела, о том, что ООО "Газпромнефть-Хантос" является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности ООО "Газпромнефть-Хантос" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, являются правильными.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, права обосновывать позицию по делу, как и других процессуальных прав, лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника отдела в Службе, Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 16 марта 2020 года, решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Газпромнефть-Хантос" Шелест Н.Н. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.