Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Нягани на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года, вынесенное по гражданскому делу N 2-871/2020 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягань к Чернову Сергею Васильевичу, Чернову Ярославу Сергеевичу, Розум Анжелике Сергеевне об освобождении строения.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Нягани, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчиков Потаповой С.Н. (принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры), заключение старшего прокурора седьмого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е, полагавшего, что апелляционное определение подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Нягани обратился в суд с исковым заявлением к Чернову С.В, Чернову Я.С, Розум А.С. о признании ответчиков утратившими право на приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: "данные изъяты", возложении обязанности освободить указанное строение от проживающих в нем граждан и домашних вещей, закрытии лицевых счетов по оплате коммунальных услуг, сносе всех хозяйственных построек, сдачи строения по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань в лице МКУ МО г. Нягань "Управление городского хозяйства", в течение 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что постановлением Администрации г..Нягани утверждена муниципальная программа "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования г..Нягань на 2018-2020 годы". 29 июля 2019 года ответчиками было подано заявление о признании их участниками Мероприятия 1 "Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 г..соответствующей подпрограммы при условии вселения в такое строение заявителя до 01 января 1995 г, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договором социального найма на территории Российской Федерации" (далее - Мероприятие 1 Подпрограммы 16 Программы, Мероприятие). При подаче указанного заявления ответчиками было предоставлено обязательство о сдаче (передаче) приспособленного для проживания строения, согласно которому ответчики обязались в течение 30 календарных дней с момента получения субсидии сняться с регистрационного учета и снять с регистрационного учета всех граждан, зарегистрированных в данном строении, освободить приспособленное для проживания строение от проживающих с ним граждан и домашних вещей, закрыть лицевые счета по оплате коммунальных услуг, сдать (передать) по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: "данные изъяты", а также снести все хозяйственные постройки, находящиеся в их пользовании по месту расположения приспособленного для проживания строения. Розум А.С. и Чернов Я. С. признаны участниками Мероприятия 1 Подпрограммы 16 Программы.
Чернову С.В. было отказано в признании участником Мероприятия, поскольку ему принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты". Ответчикам Розум А.С. и Чернову Я.С. была предоставлена субсидия. Однако ответчиками в установленный срок не исполнены принятые обязательства.
Решением Няганского городского суда ХМАО-Югры от 27 июля 2020 года исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Нягани удовлетворены частично, Чернов Я.С. признан утратившим право на приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: "данные изъяты".
На Чернова Я.С, Розум А.С. возложена обязанность освободить приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: "данные изъяты", от проживающих в нем граждан и домашних вещей, закрыть лицевые счета по оплате коммунальных услуг, снести все хозяйственные постройки, находящиеся по месту расположения приспособленного для проживания строения, а также сдать (передать) приспособленное для проживания строение по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань в лице МКУ МО г. Нягань "Управление городского хозяйства", в течение 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Также указано, что на основании п. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если Чернов Я.С, Розум А.С. не исполнят решение суда в установленный срок, то Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани вправе самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществить демонтаж (снос) расположенного по адресу: "данные изъяты", строения и хозяйственных построек с отключением от инженерных сетей, со взысканием с Чернова Я.С, Розум А.С. понесенных расходов на совершение данных действий.
В удовлетворении требований к Чернову С.В. отказано.
С Чернова Я.С, Розум А.С. в доход бюджета муниципального образования города Нягань взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей в равных долях, то есть по 3 000 рублей с каждого.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 декабря 2020 года решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2020 года отменено в части возложения на Чернова Я.С, Розум А.С. обязанности по закрытию лицевых счетов по оплате коммунальных услуг, сносе всех хозяйственных построек, находящихся по месту расположения приспособленного для проживания строения, сдаче (передаче) приспособленного для проживания строения по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань в лице МКУ МО г. Нягань "Управление городского хозяйства", в течение 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, демонтаже (сносе) расположенного по адресу: "данные изъяты", строения и хозяйственных построек с отключением от инженерных сетей, со взысканием с Чернова Я.С, Розум А.С, понесенных расходов на совершение данных действий отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Нягани к Чернову Я.С, Розум А.С. в данной части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшееся апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики Чернов С.В, Чернов Я.С. были зарегистрированы в строении, приспособленном для проживания по адресу: "данные изъяты", что подтверждается адресными справками.
Чернов С.В. является родным отцом Чернова Я.С. и Розум А.С.
Ответчик Розум А.С. была зарегистрирована в вагоне N "данные изъяты" с 02 сентября 2000 года по 23 марта 2020 года. В настоящее время зарегистрирована по адресу: "данные изъяты".
Чернов Я.С. 4 сентября 2020 года, т.е. после вынесения решения судом, снялся с регистрационного учета по адресу: "данные изъяты" и зарегистрирован по адресу: "данные изъяты".
Постановлением Администрации г. Нягани N 3545 от 08 ноября 2018 года утверждена муниципальная программа муниципального образования г. Нягани "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования г. Нягань", действующая на сегодняшний день, ответственным исполнителем которой является Управление жилищной политики Администрации города Нягани, соисполнителями - КУМИ Администрации г. Нягани и МКУ МО г. Нягань "УГХ".
Программа принята с целью ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, расположенных в вагонообразованиях муниципального образования город Нягань.
Приложением к Программе утверждена адресная целевая программа "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в местах их сосредоточения по адресу: КЛТПС-7 муниципального образования город Нягань".
29 июля 2019 года ответчиками было подано заявление о признании их участниками Мероприятия.
При подаче указанного заявления в соответствии с условиями Программы ответчиками также было предоставлено обязательство о сдаче (передаче) приспособленного для проживания строения, согласно которому ответчики обязались в течение 30 календарных дней с момента получения субсидии сняться с регистрационного учета и снять с регистрационного учета всех граждан, зарегистрированных в данном строении, освободить приспособленное для проживания строение от проживающих с ним граждан и домашних вещей, закрыть лицевые счета по оплате коммунальных услуг, сдать (передать) по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: "данные изъяты", а также снести все хозяйственные постройки, находящиеся в их пользовании по месту расположения приспособленного для проживания строения.
Решением Администрации муниципального образования г. Нягань от 15 августа 2019 года N 2312 ответчики Розум А.С. и Чернов Я.С. признаны участниками Мероприятия 1 Подпрограммы 16 Программы.
По договору купли-продажи от 30 августа 2019 года, заключенному между Михно О.Н. и Розум А.С, последняя приобрела в общую долевую собственность квартиру по адресу: "данные изъяты". Собственниками квартиры являются Розум А.С. (2/3 доли в праве собственности) и Розум Н.Н. (1/3 доля в праве собственности). Розум А.С. выдала Чернову Я.С. нотариально оформленное обязательство о выделении ему в собственность от приобретенной квартиры 1/3 долю в квартире. Однако обязательство до настоящего времени Розум А.С. не исполнено.
Решением Администрации города Нягани Чернову С.В. было отказано участником Мероприятия 1 Подпрограммы 16 Программы на основании абз. 4 п. 2.8 Положения о порядке реализации Мероприятия 1.
Субсидия ответчикам Розум А.С. и Чернову Я.С. (на счет продавца Михно О.Н, в счет оплаты приобретенного ответчиками жилого помещения) была предоставлена 18 ноября 2019 года и 25 ноября 2019 года.
В результате проведенной проверки истцом было установлено, что ответчику Чернову С.В. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", которая 14 августа 2019 года была отчуждена Черновым С.В. по договору дарения его матери - Черновой Р.Б. В строении, пригодном для проживания (вагоне), N "данные изъяты" он не зарегистрирован.
Ответчики взяли на себя обязательство сдать (передать) строение, пригодное для проживания (вагон), занимаемое ими, сняться с регистрационного учета, освободить строение, в том числе и от домашних вещей, закрыть лицевые счета, сдать по акту приема-передачи.
В установленный срок ответчики не исполнили принятые обязательства, а также требование об освобождении вагона.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчики Розум А.С, Чернов Я.С, являясь участниками целевой программы, получив меры социальной поддержки и реализовав право на улучшение жилищных условий, не исполнили принятые на себя обязательства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных в отношении указанных ответчиков требований о возложении обязанности по освобождению приспособленного для проживания строения от проживающих в нем граждан и домашних вещей, закрытию лицевых счетов по оплате коммунальных услуг, сносу всех хозяйственных построек, а также сдаче приспособленного для проживания строения по акту приема-передачи муниципальному образованию город Нягань.
С учетом того, что ответчик Чернов Я.С. оставался зарегистрированным в спорном строении на момент рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу о признании его утратившим право на приспособленное для проживания строение. При этом судом первой инстанции отказано в удовлетворении аналогичных исковых требований к Розум А.С, в связи с ее фактическим выездом в другое жилое помещение и регистрацией по новому адресу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Чернову С.В, суд первой инстанции исходил из использования Черновым С.В. вагона на законном основании, предъявления ему требований о прекращении права пользования в рамках мероприятия, участником которого Чернов С.В. не является, избрание истцом ненадлежащего способа защиты.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Чернову Я.С, Розум А.С. о возложении на них обязанности освободить строение и сняться с регистрационного учета, суд апелляционной инстанции указал на неисполнимость решения суда в части возложения на Чернову Я.С, Розум А.С. обязанности по демонтажу хозяйственных построек и закрытию лицевых счетов, в связи с принадлежностью хозяйственных построек Чернову С.В, проживанием последнего в спорном строении, а также наличия лицевых счетов, открытых на его имя, в связи с чем в указанной части решение суда первой инстанции отменил, принял новое об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Нягани в указанной выше части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14, исходил из проживания в спорном строении Чернова С.В. на законном основании и недопустимости произвольного лишения жилища.
Вместе с тем, выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований; граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законом (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования.
Руководствуясь требованиями вышеназванных норм администрацией города Нягани 08 ноября 2018 года принято постановление N 3545 об утверждении муниципальной программы "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань".
Во исполнение вышеназванной муниципальной программы утверждено Положение о порядке реализации мероприятия 1 подпрограмм настоящей Программы "Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм настоящей Программы, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года соответствующей подпрограммы настоящей Программы, при условии вселения в такое строение до 01 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации" (далее - Положение).
Для принятия решения о признании участником программы, граждане, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения подают в Управление жилищной политики Администрации города Нягани пакет документов, который включал в том числе заявление на признание участником программы по установленной форме, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи заявителя, проживающими и зарегистрированными по месту жительства в приспособленном для проживания строении; обязательство о сдаче (передаче) приспособленного для проживания строения и снятии с регистрационного учета по установленной форме. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи заявителя, проживающими и зарегистрированными по месту жительства в приспособленном для проживания строении (пункт 2.4 Положения).
В случае принятия решения об отказе в признании участником программы заявителю и членам его семьи Администрацией города Нягани направляется требование о необходимости в течение 30 дней с момента получения требования освободить приспособленное для проживания строение от проживающих в нем граждан и домашних вещей, сняться с регистрационного учета и освободить земельный участок от размещенного на нем строения, приспособленного для проживания, и иных объектов, расположенных на земельном участке (пункт 2.9 Положения).
В течение 10 рабочих дней с момента получения решения о признании участником программы граждане должны обратиться в Администрацию для получения гарантийного письма на предоставление субсидии (пункт 2.10 Положения).
Выдача гарантийного письма на предоставление субсидии осуществляется при условии подписания гражданами-участниками обязательства о сдаче (передаче) приспособленного для проживания строения и снятии с регистрационного учета в течение 30 календарных дней с момента перечисления субсидии. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, на которых производился расчет субсидии (пункт 2.12 Положения).
Участник, получивший субсидию, обязан в соответствии с подписанным обязательством в течение 30 календарных дней с момента получения субсидии сняться с регистрационного учета, освободить приспособленное для проживания строение от проживающих с ним граждан и домашних вещей, закрыть лицевые счета по оплате коммунальных услуг и сдать в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Нягань приспособленное для проживания строение для последующего демонтажа (пункт 2.19 Положения).
Анализ выше указанных норм права дает основание для вывода о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения в рассматриваемом случае является условием участия граждан, претендующих на получение субсидии. Отсутствие обязательства от всех совершеннолетних членов семьи, в том числе и от тех, кому отказано в признании участником программы, является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В данном случае соответствующее обязательство подписано всеми членами семьи, в том числе и Черновым С.В, которому отказано в признании участником программы.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения после приобретения жилья с использованием социальной выплаты является выражением воли пользователя и членов его семьи на передачу принадлежащего имущества на условиях обязательства.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Вышеназванные положения закона, приведенные условия программы, а также фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции не учтены.
Исходя из доводов и возражений лиц, участвующих в деле, суду надлежало дать мотивированную оценку возможности применения к спорным правоотношениям Положения, применительно к оценке данного всеми ответчиками обязательства об освобождении строения, с приведением в судебном акте соответствующих мотивов, на основании которых сделаны такие выводы.
Таким образом, вынесенное судебное постановление апелляционной инстанции не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2020 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.