Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
административный материал N 9а-26/2020 по частной жалобе Матюхина Александра Васильевича на определение судьи Орловского областного суда от 7 октября 2020 года об отказе в принятии административного искового заявления Матюхина Александра Васильевича о признании недействующим решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 октября 2016 года N 23 "О внесении изменений в решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 декабря 2015 года N 325 об утверждении "Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области", установил:
решением от 18 декабря 2015 года N 325, принятым Сосковским районным Советом народных депутатов Орловской области, утверждён Порядок предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области. Указанный муниципальный правовой акт официально опубликован 23 декабря 2015 года в Информационном Вестнике Сосковского района N 45.
18 октября 2016 года Сосковским районным Советом народных депутатов Орловской области принято решение N 23 "О внесении изменений в решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 декабря 2015 года N 325 об утверждении "Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области" (далее также - решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23), которое официально опубликовано 18 ноября 2016 года в Информационном Вестнике Сосковского района N 1.
Матюхин Александр Васильевич обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23, поскольку оно не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, официально опубликовано с нарушением порядка опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, нарушает его права и законные интересы.
7 октября 2020 года судьёй Орловского областного суда отказано в принятии данного административного иска на основании пункта 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Матюхин А.В. просит отменить приведённое выше определение, решить вопрос по существу, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Главой 21 указанного кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 данного Кодекса (часть 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья суда первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Матюхиным А.В. решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 уже было предметом рассмотрения Орловского областного суда, имеется вступившее в законную силу решение суда от 5 февраля 2018 года по административному делу на предмет соответствия этого решения действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе, в части соблюдения порядка принятия, опубликования и введения в действие данного нормативного правового акта.
Суд апелляционной инстанции такие выводы судьи суда первой инстанции считает не в полной мере основанными на правильном применении норм процессуального права.
Как следует из представленного административного материала, предметом административного дела N 3а-7/2018 по административному иску Матюхина А.В, по которому Орловским областным судом 5 февраля 2018 года принято решение, являлась проверка соответствия пункта 1 решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 в части изложения в новой редакции пункта 7 статьи 21 "Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области" нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
В данном же случае Матюхин А.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим полностью решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23.
Суд апелляционной инстанции соглашается с суждениями суда о том, что пункт 1 решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 в части изложения в новой редакции пункта 7 статьи 21 "Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области" проверен на соответствие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, что подтверждается вступившим в законную силу решением Орловского областного суда от 5 февраля 2018 года.
Вместе с тем, выводы судьи суда первой инстанции о том, что и иные положения решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 ранее являлись предметом проверки на соответствие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, о чем имеется решение суда от 5 февраля 2018 года, являются ошибочными и противоречат материалам дела.
При таком положении суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности отказа судьи в принятии административного искового заявления по проверке пункта 1 в части изложения в новой редакции пункта 7 статьи 21 решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23, в связи с чем определение судьи в указанной части подлежит оставлению без изменения, а частная жалоба - без удовлетворения.
Вместе с тем, доводы частной жалобы о незаконности отказа в принятии административного иска об обжаловании других положений решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 заслуживают внимания, поскольку судебный акт в указанной части нарушает фундаментальное право заявителя на доступ к правосудию, препятствует восстановлению и защите его нарушенных прав.
Вопросы о нарушении остальными оспариваемыми положениями решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области N 23 прав Матюхина А.В, о соблюдении процедуры принятия данного акта и его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежат разрешению в судебном заседании при рассмотрении административного иска по существу.
С учётом того, что судьёй суда первой инстанции в указанной части допущены существенные нарушения норм процессуального права, принятое им определение в этой части подлежит отмене, а материал в указанной части направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Орловского областного суда от 7 октября 2020 года в части отказа в принятии административного искового заявления Матюхина Александра Васильевича об оспаривании пункта 1 в части изложения в новой редакции пункта 7 статьи 21 решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 октября 2016 года N 23 "О внесении изменений в решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 декабря 2015 года N 325 "Об утверждении Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области" оставить без изменения, частную жалобу Матюхина Александра Васильевича - без удовлетворения.
В остальной части определение Орловского областного суда от 7 октября 2020 года отменить, административный материал в данной части по административному исковому заявлению Матюхина Александра Васильевича о признании недействующими отдельных положений решения Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 октября 2016 года N 23 "О внесении изменений в решение Сосковского районного Совета народных депутатов Орловской области от 18 декабря 2015 года N 325 "Об утверждении Порядка предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Сосковского района Орловской области" направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.