Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Жудова Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-360/2020 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Оборонэнерго" к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.12.2019 N 479-ээ/нвв в части, по апелляционной жалобе Акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Ярославского областного суда от 30 сентября 2020 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения, Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, объяснения представителя административного ответчика Володиной Е.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.12.2019 N 479-ээ/нвв определен размер необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Пунктом 4 Приложения к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.12.2019 N 479-ээ/нвв утвержден размер необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) для АО "Оборонэнерго": на 2020 год - 28617, 22 тыс. руб, на 2021 год - 30097, 89 тыс. руб, на 2022 год - 28949, 23 тыс. руб, на 2023 год - 31312, 60 тыс. руб, на 2024 год - 29888, 10 тыс. руб.
Приказ опубликован в средстве массовой информации "Документ-регион" от 24 января 2020 года N 5.
АО "Оборонэнерго" филиал Волго-Вятский обратилось в Ярославский областной суд с административным иском о признании недействующим в течение всего периода действия пункта 4 Приложения к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.12.2019 N 479-ээ/нвв "Об определении размера необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования и о внесении изменений в отдельные приказы департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области" и обязании принять заменяющий акт.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе, на территории Ярославской области. Оспариваемым приказом нарушаются права и законные интересы АО "Оборонэнерго", поскольку департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен размер необходимой валовой выручки ниже экономически обоснованного размера.
По расчетам административного ответчика необходимая валовая выручка на 2020 год для филиала "Волго-Вятский" АО "Оборонэнерго" составила 28 617, 21 тыс. руб. По мнению административного истца, регулятором был занижен размер подконтрольных расходов на сумму 6 185 тыс. руб, в том числе:
- по статье "затраты на оплату труда" - на сумму 2 344, 99 тыс. руб.;
-затраты сетевой организации по статье "Прибыль на социальное развитие" включены в тариф не в полном объеме: 529 тыс. руб. вместо заявленных административным истцом 786, 76 тыс. руб.;
-расходы по статье "Работы и услуги производственного характера по ремонту объектов ЭСХ" включены в тариф не в полном объеме: 1 915, 7 тыс. руб. Административный истец полагает необходимым включить в тариф расходы АО "Оборонэнерго" по указанной статье в полном объеме в сумме 4 386, 18 тыс. руб.
- из тарифа исключены затраты по статье "Аварийно-страховой запас и МПЗ на ремонт". Общество полагает, что указанные расходы являются экономически обоснованными, обусловленными производственной необходимостью и подлежащими включению в тариф в сумме 2 289, 55 тыс. руб.
-из тарифа исключены затраты по статье "Сертификация электроэнергии" в сумме 353, 38 тыс. руб.
- в подконтрольные расходы не включены расходы на формирование охранных зон и границ земельных участков в размере 246, 58 тыс. руб, включающие в себя затраты на подготовку плана для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об охранной зоне объектов электроэнергетики; затраты на подготовку межевого плана в целях формирования земельных участков под недвижимыми объектами электроэнергетики для получения их в аренду.
- из тарифа исключены затраты по статье "Техническое освидетельствование объектов" в размере 423, 31 тыс. руб.
На департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области лежит обязанность указывать в протоколе заседания правления энергетической комиссии основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельности, что сделано не было.
Таким образом, по мнению административного истца, административным ответчиком были нарушены императивные правила, что повлекло установление необходимой валовой выручки и индивидуального тарифа на передачу электрической энергии в меньшем размере, и привело к нарушению прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца АО "Оборонэнерго" на основании доверенностей Голованов М.А. и Завьялов А.М. административные исковые требования поддержали.
Представители административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на основании доверенностей Володина Е.В. и Берсенева Н.В. административные исковые требования не признали.
Решением Ярославского областного суда от 30 сентября 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе поданной в адрес Первого апелляционного суда общей юрисдикции административный истец указывает, что суд первой инстанции без достаточных на то оснований не согласился с доводами административного иска относительно законно увеличенной численности персонала по филиалу "Волго-Вятский", затрат на социальное развитие с учетом отраслевого тарифного соглашения на 2019-2021 год с учетом установленных данным соглашением расходов по премированию и иным социальным выплатам. Выводы суда относительно аварийно-страхового запаса основаны на неверном толковании законодательства. Обязанность иметь неснижаемый аварийный запас нормативно урегулирована.
Неправомерен, по мнению подателя жалобы, вывод суда в части невключения в НВВ расходов по сертификации электроэнергии и расходов на работы и услуги производственного характера. В решении не получили оценки ни доводы административного истца, ни доводы административного ответчика.
Участвующим в деле прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Проанализировав положения пунктов 2.8, 4.1, 5.11 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016г. N 1315, суд пришел к обоснованному выводу о принятии оспариваемого приказа компетентным органом на основании решения правления Департамента от 24.12.2019, принятого большинством голосов, что подтверждается протоколом заседания правления от 24.12.2019 с соблюдением порядка и формы его принятия и опубликования.
Проверяя доводы административного истца суд установил, что для АО "Оборонэнерго" осуществляющего деятельность по передаче электроэнергии на территории Ярославской области 2020 год является первым годом очередного долгосрочного периода регулирования, ранее для данной организации также осуществлялось тарифное регулирование.
29 апреля 2019 года Обществом в Департамент было представлено заявление и материалы на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО "Оборонэнерго" на 2020-2024 годы, согласно которым Общество просило установить тарифы на услуги по передаче электроэнергии в 2020 году, исходя из необходимой валовой выручки на 2020 год- 47708, 23 тыс.руб, на 2021 год -47835 тыс.руб, на 2022 год 47773, 86 тыс.руб, на 2023 год 551956, 66 тыс.руб, на 2024 год -51689, 45 тыс. руб.
8 мая 2019 года приказом Департамента N138 открыто тарифное дело об установлении долгосрочных тарифов и выборе метода регулирования. Определение величины необходимой валовой выручки Общества осуществлено органом регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и отражено в экспертном заключении от 23.12.2019 N20-э/пээ.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования, данный метод является одним из методов регулирования цен (тарифов), при применении которого на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний N 98-э).
Необходимая валовая выручка на 2020 год утверждена регулятором в размере 28 617, 22 тыс. руб.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункты 16 - 31 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования).
В силу пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
При этом, в силу требований пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 17 названных Основ в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Таким образом, орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
При этом, определяя экономическую обоснованность заявленных расходов, регулятор должен исходить из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, получить экономический эффект, учитывая, что экономическая обоснованность расходов связана прежде всего, с их оправданностью.
В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции счел обоснованным экспертное заключение тарифного органа и принятое тарифное решение. С указанными выводами соглашается судебная коллегия.
Так, в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Разрешая заявленные требования в части необоснованного, по утверждению административного истца, снижения расходов по статье расходы на оплату труда, суд первой инстанции исходил из положений пункта 26 Основ ценообразования, поскольку орган тарифного регулирования при определении данных затрат исходил из величины фактических расходов на оплату труда за 2018 год с применением соответствующих индексов. Доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения штатной численности работников на 3 штатных единицы и как следствие увеличение фонда оплаты труда, судебная коллегия отклоняет.
Действительно, пункт 26 Основ ценообразования не ограничивает возможность учета расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, только данными о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования. Однако, из исследованной в суде апелляционной инстанции тарифной заявки не следовало, что она содержала обоснование потребности в увеличении штатной численности на планируемый тарифный период.
Поскольку административным истцом не было представлено доказательств, что сохранение численности работников на уровне 2018 года влечет за собой нарушение принципа обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, постольку суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности действий регулятора.
Судебная коллегия учитывает, что принятые тарифным органом на первый (базовый) год расходы 12 615, 6 тыс. руб. больше установленных на 2019 год -10 417, 4 руб, что позволяет регулируемой организации в полном объеме исполнить обязательства перед работниками по оплате труда с учетом Отраслевого тарифного соглашения.
В отношении затрат сетевой организации по статье "Прибыль на социальное развитие" регулятором вместо заявленных административным истцом 786, 76 тыс. руб. принято 259, 50 тыс. руб. с учетом принятого единого подхода по фактическим расходам 2018 года с соответствующей индексацией.
В соответствии с пунктами 17, 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), которые включают в себя в числе прочих затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Следовательно, исходя из этой нормы названные затраты могут быть включены в состав необходимой валовой выручки как другие расходы из прибыли при условии их экономической обоснованности.
Суд апелляционной инстанции не может признать обоснованными выводы суда первой инстанции касающиеся данной статьи расходов, относительно применения Отраслевого тарифного соглашения 2014 года к спорному периоду, однако данные выводы суда не повлияли на правильность вынесенного по делу решения.
При обращении с тарифной заявкой организация представила Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 21 декабря 2018 г, раздел 6 которого предусматривает обязанность работодателя обеспечить предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях, устанавливая перечень и размеры таких выплат, которое подлежало применению к спорным правоотношениям.
Предоставляя в обоснование тарифной заявки план расходов на выплаты социального характера на 2020-2024 годы и положение о социальных выплатах, действующее на предприятии, в перечень выплат регулируемая организация включила: единовременные выплаты в связи с праздничными днями 23 февраля, 8 марта т 22 декабря (День энергетика); единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску, подарки детям к Новому году (каждому работнику), исходя из планируемой численности работников - 33 человека, а также исходя из фактических расходов за 2018 год: единовременную материальную помощь работнику при рождении ребенка, при первом вступлении в брак, в случае смерти близких родственников и к юбилеям 50, 55, 60 лет.
Между тем, Отраслевое тарифное соглашение на 2019-2021 годы предусматривает следующие виды единовременной материальной помощи:
а) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) - не менее 5750 (Пяти тысяч семисот пятидесяти) рублей. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления свидетельства о регистрации брака, при условии что свидетельство предоставлено работодателю в течение 3-х месяцев с момента регистрации брака;
б) при рождении ребенка - в размере не менее 7050 (Семи тысяч пятидесяти) рублей. В случае рождения/усыновления 2-х и более детей выплата производится отдельно на каждого ребенка. В случае если оба родителя являются работниками Организации, материальная помощь по данному основанию предоставляется одному из них. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления работодателю свидетельства о рождении ребенка не позднее 3-х месяцев с момента рождения ребенка;
в) семье работника в связи со смертью работника Организации - в размере не менее 8450 (Восемь тысяч четыреста пятьдесят) рублей;
г) на организацию похорон ветеранов Организации (порядок отнесения лиц к категории ветеранов определяется непосредственно в Организациях) - в размере не менее 8450 (Восьми тысяч четыреста пятьдесят) рублей;
д) работнику в связи со смертью его близких родственников (супруга(и), детей, родителей), - в размере не менее 6550 (Шести тысяч пятисот пятидесяти) рублей;
- предоставление единовременной выплаты при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Выплата по данному основанию производится один раз в год в размере не менее ММТС;
Из содержания экспертного заключения следует, что регулятор принял материальную помощь по положению и социальные выплаты исходя из единого подхода с учетом факта 2018 года исходя из принятой штатной численности 30 штатных единиц, вместо заявленных 33 штатных единиц, что является методологически правильным, поскольку других обосновывающих расходы документов регулируемая организация не представила и заявленные ею виды выплат (в частности к юбилеям, на новогодние подарки детям) не предусмотрены Отраслевым тарифным соглашением (далее- ОТС) и не носят обязательного характера; в отдельных случаях размер выплаты, определен регулируемой организацией иначе чем в ОТС (при смерти работника 0, 5 должностного оклада в то время как ОТС предусматривает фиксированный размер такой выплаты).
Оспаривая решение тарифного органа, административный истец не согласился с тем, что из подконтрольных расходов по статье затрат исключены как экономически необоснованные затраты на формирование аварийно-страхового запаса.
В обоснование тарифной заявки по формированию аварийно-страхового запаса регулируемая организация указала потребность в расходах на аварийно-страховой запас на 2020 год 2 289, 55 тыс. руб, представив расчеты и прайс-листы по каждому типу оборудования в составе обосновывающих материалов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.
Из материалов тарифного дела, следует, что необходимые для пополнения аварийно-страхового запаса и ремонта материальные ресурсы на 2020 год были учтены тарифным органом в размере 1/5 части заявленных ко включению в НВВ сумм с учетом положений пункта 37 Основ ценооборазования;
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что аварийно-страховой запас создается однократно и подлежит восполнению по мере расходования. Доказательств полного расходования аварийно-страхового запаса, созданного в прошедший период регулирования и влекущего создание его вновь в первый год очередного долгосрочного периода регулирования, регулируемой организацией в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что аварийно-страховой запас был сформирован Обществом ранее, что сторонами не оспаривается, в отсутствие доказательств, подтверждающих расходование аварийно-страхового запаса и размера средств, необходимых для его восполнения, тарифный орган обоснованно включил затраты на пополнение такого запаса, при его наличии, разбив заявленную на его создание сумму на весь период регулирования.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на ремонт основных средств.
Согласно пунктам 5.3.12, 6.6.5 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003, утвержденных РАО "ЕЭС России" 25 декабря 2003 года, при планировании ремонта и технического обслуживания составляются перспективные графики капитальных ремонтов объектов распределительных сетей с учетом технического состояния объектов и регламентированной периодичности ремонтов, ведомость дефектов или опись работ.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года N1013, типовой перечень и объем ремонтных работ по конкретным типам (видам) оборудования объекта электроэнергетики по текущему, среднему и капитальному ремонту, бороскопической, средней и капитальной инспекции, инспекции тракта горячих газов должны утверждаться субъектом электроэнергетики самостоятельно и формироваться с учетом требований изготовителей оборудования, ремонтной документации, указанной в пункте 17 настоящих Правил, а также результатов анализа предыдущего ремонта и эксплуатации.
Таким образом, в отсутствие дефектных ведомостей, графиков производства ремонтных работ, предписаний надзорных органов объем материально-производственных затрат, заявленный обществом, правильно признан регулятором и судом первой инстанции экономически необоснованным.
Расходы по статье "Техническое освидетельствование объектов" учтены регулятором статье в расходов - "Работы и услуги производственного характера", что следует из экспертного заключения и показаний свидетеля Семилетовой О.А. - эксперта департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и не свидетельствует о занижении размера НВВ.
В тарифной заявке АО "Оборонэнерго" в составе расходов "прочие затраты" указаны расходы на установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в связи с необходимостью подготовки описания местоположения границ земельных участков, на которых располагаются объекты электроэнергетики, и включают в себя затраты на подготовку карты плана для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, затраты на подготовку межевого плана.
Как следует из тарифной заявки расчет затрат представлен в виде таблицы с указанием инвентарных номеров объектов, их наименования, адреса, площади и стоимости работ с указанием планируемого года их проведения. Кроме того регулируемой организацией представлены коммерческие предложения о стоимости кадастровых работ по подготовке проектов охранных зон и договор подряда N от 22 мая 2015 года, заключенный с "данные изъяты"" на проведение работ по формированию границ 5 земельных участков со сроком их выполнения 90 календарных дней с даты подписания договора, которая отражена в договоре как 26 мая 2015 года.
Оценивая экономическую обоснованность данных расходов, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по установлению охранных зон установлена Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1984 года N 255, и Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 года N 667.
При этом статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 455-ФЗ, определено, что обязанность по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых охранные зоны не установлены до 31 декабря 2019 года, должна быть исполнена до 1 января 2025 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что тарифный орган обоснованно указал на непредставление АО "Оборонэнерго" информации об отсутствии сформированных охранных зон объектов электросетевого хозяйства. При этом судебная коллегия учитывает, что размер данных затрат может быть учтен регулирующим органом при корректировке тарифа по факту выполнения работ.
Представленный административным истцом в тарифный орган расчет затрат на формирование границ охранных зон под воздушными линиями электропередач основан на сведениях о стоимости работ, предоставленных коммерческими организациями, без проведения конкурса (торгов) на проведение таких работ, без заключения договоров, в связи с чем судебная коллегия считает, что тарифный орган пришел к правильному выводу, что заявленные расходы не подтверждают фактическую стоимость работ.
Заявляя к включению в необходимые расходы затраты по сертификации и контролю качества электроэнергии, передаваемой в ходе осуществления филиалом регулируемой деятельности, Общество сослалось на положения части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, положения статьи 38 Закона об электроэнергетике, в силу которых, территориальные сетевые организации (в пределах своей компетенции) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, аналогичные положения подпункта "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
Однако приведенные нормы, равно как и нормы, устанавливающие обязательность сертификации электроэнергии, сами по себе не влекут вывода о правомерности включения расходов сетевой организации по сертификации передаваемой электроэнергии в объем рассчитываемых параметров, в том числе - НВВ, при тарификации услуг таких организаций.
Из приведенных положений следует, что документы, подтверждающие проведение сетевой организацией сертификации электроэнергии необходимы при возникновении обязательств вследствие ненадлежащего исполнения тех или иных договорных обязательств по передаче электроэнергии соответствующего качества, деликтных обязательств, либо обязательств в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.
Из изложенного следует, что позиция административного истца об обоснованности требования о включении соответствующих расходов при расчете регулирующим органом НВВ основана на ошибочном толковании норм материального права.
Позиция административного ответчика мотивированно изложена в экспертном заключении и письменных возражениях, подтверждается материалами судебного дела и дела об установлении тарифов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.