Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васадзе Г.И, действующего в интересах Добротворской А.С, на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 6 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Добротворской А.С. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.И, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" Республики Адыгея по доверенности Берзегова Р.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения и обустройства кладбища", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, на границе муниципальных образований "Энемского городского поселения" и "Старобжегокайскогое сельское поселение".
Также просила признать незаконным бездействие администрации МО "Яблоновское городское поселение", выразившееся в непринятии мер для изменения границ названного земельного участка.
Обязать МО "Яблоновское городское поселение" установить границы земельного участка с кадастровым номером N с учетом санитарно-защитной зоны.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 6 октября 2020 года, в удовлетворении требований иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, основанных на неполном выяснении обстоятельств дела, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 19 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 10 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.И, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" Республики Адыгея по доверенности Берзегова Р.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Добротворская А.С. является собственником земельного участка площадью 300 кв. м с кадастровым номером N категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения садоводства", а также садового дома площадью 57, 3 кв. м с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
Распоряжением главы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 6 августа 2010 года N 1067 в собственность администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" предоставлен земельный участок площадью 400 000 кв. м с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения и обустройства кладбища".
Впоследствии в результате раздела данного земельного участка выделены и поставлены на кадастровый учет земельные участки с видом разрешенного использования "для размещения и обустройства кладбища" с кадастровыми номерами: N. Данные земельные участки образуют новое кладбище пгт. Яблоновский ("Христианское кладбище").
Основанием обращения Добротворской А.С. в суд послужило то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером N, входящий в состав кладбища, расположен на расстоянии не более 40 метров от принадлежащего ей земельного участка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в результате проведенного осмотра территории установлено, что земельный участок с кадастровым номером N не имеет ограждения, расстояние от границы кладбища до земельных участков ДНТ "Рассвет", ДНТ "Восход", ДНТ "Имени Хуаде" составляет от 18 до 41 м, на участке осуществляются захоронения, при визуальном осмотре участок не имеет уклона в сторону противоположную садоводческим товариществам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды нижестоящих инстанций указали, что решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 июля 2018 года удовлетворен административный иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея о признании незаконным бездействия администрации МО "Яблоновское городское поселение", возложении обязанности принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон данного кладбища.
В настоящее время кладбище не функционирует, захоронений на его территории не производится, разрешение на захоронение орган местного самоуправления не выдавал.
Во исполнение названного судебного решения, администрацией МО "Яблоновское городское поселение" проводятся мероприятия по установлению и постановке на государственный кадастровый учет санитарно-защитных зон кладбища, а также получению результатов государственной экологической экспертизы, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе техническим заданием на выполнение работ по установлению санитарно-защитных зон кладбища.
Однако такие доводы не отвечают на поставленные истцом на разрешение суда вопросы. Выводы судов, основанные на указанных доводах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, устанавливают класс опасности объектов, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг", в соответствии с которой классифицируются СЗЗ объектов похоронного назначения по классу опасности.
Обстоятельством, предопределяющим дальнейший порядок использования земельного участка, предназначенного для указанных целей, является определение границ этого земельного участка с учетом сложившейся застройки территории, поскольку допущенная в этом вопросе ошибка, делает невозможным в дальнейшем соблюдение нормативов при установлении санитарно-защитных зон. Также этому обстоятельству должна быть дана оценка с точки зрения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, обстоятельствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Вместе с тем по делу необходимо проведение исследования доказательств, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции, кроме прочего, необходимо правильно определить характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания. Необходимо учитывать, что вид судопроизводства определяет суд, независимо от того, в каком порядке подано исковое заявление.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 6 октября 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея от 10 июля 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.