Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губина В.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханский областной суд 8 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Губина В.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Губин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты, оформленного протоколом от 21 ноября 2019 года N 129, и распоряжения начальника УМВД России по Астраханской области от 2 декабря 2019 года N 1/4042 об утверждении названного решения, в части расчета размера выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Просил обязать административного ответчика устранить нарушение прав истца путем принятия решения о социальной выплате в размере недостающей части 494 798 рублей 98 копеек из расчета применения общей площади положенного жилого помещения 33 кв. м.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханский областной суд 8 июля 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Губиным В.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 11 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, связанные с реализацией права сотрудников органов внутренних дел на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, Губин В.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федераций с 20 марта 1996 года по 8 апреля 2014 года.
Губин В.В. принят на учет сотрудников УМВД России по Астраханской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий23 октября 1996 года.
Истец поставлен на регистрационный учет 5 ноября 1999 года по адресу: "адрес".
В июле 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью ПМК "Связьстрой-2" и Губиным В.В. заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого административному истцу на срок до 31 декабря 2012 года передана комната 16, общей площадью 9 кв. м по адресу: "адрес" Губин В.В. поставлен на регистрационный учет по данному адресу 16 октября 2012 года.
Истец обратился 11 октября 2012 года с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решением комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от 12 ноября 2012 года в принятии на учет отказано.
Не согласившись с решением комиссии УМВД России по Астраханской области от 12 ноября 2012 года административный истец Губин В.В, оспорил его в суде.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 28 января 2013 года заявленные требования Губина В.В. удовлетворены, на УМВД России по Астраханской области возложена обязанность принять Губина В.В. на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, то есть с 11 октября 2012 года.
Решением комиссии от 15 декабря 2014 года Губин В.В. с семьей в составе одного человека, принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией проверены представленные в отношении Губина В.В. сведения, согласно которым административный истец жилых помещений на праве собственности не имеет, состоит на регистрационном учете по адресу: "адрес", общей площадью 9 кв. м, занимает жилое помещение на основании договора социального найма, правом приватизации ранее не пользовался.
Получив указанные сведения, комиссией принято решение, отраженное в протоколе от 21 ноября 2020 года N 129 о предоставлении Губину В.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из одного человека, при расчете размера единовременной социальной выплаты из нормы предоставления общей площади жилого помещения с применением вычета площади жилого помещения, занимаемого истцом по договору социального найма.
Указанное решение утверждено распоряжением начальника УМВД России по Астраханской области N 1/4042 от 2 декабря 2019 года.
Оспариваемые решение и распоряжение приняты уполномоченным органом и должностным лицом, в рамках их полномочий в установленный законом срок. Расчет по определению размера единовременной социальной выплаты произведен в соответствии с требованиями Федерального закона и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 статьи 7 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 33 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Пунктом 27 Правил установлено, что расчет размера предоставления единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона N 247-ФЗ, по соответствующей формуле, включающей в себя такие обязательные параметры, как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил).
Губин В.В. является нанимателем жилого помещения общей площадью 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Исходя из содержания указанных норм права, при расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитан как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанного жилого помещения.
Принятое административным ответчиком решение о расчете выплаченной административному истцу единовременной социальной выплаты соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханский областной суд 8 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.