Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Демура Е.В, действующей в интересах Ромась Л.Н, на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ромась Л.Н. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Ромась Л.Н. и ее представителя Демура Е.В, участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ромась Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20 декабря 2019 года N 91/001/020/2019-600 об отказе в государственной регистрации права истца в отношении жилого дома площадью 159, 5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Просила обязать административного ответчика произвести регистрацию прав в отношении указанного жилого дома.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Ромась Л.Н. по доверенности Демура Е.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Ромась Л.Н. и ее представителя Демура Е.В, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Ромась Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 918 +/- 11 кв. м, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Административный истец 29 мая 2019 года в порядке, предусмотренном статьями 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" обратилась с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении здания, расположенного по указанному адресу.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 июня 2019 года государственная регистрация приостановлена на основании пунктов 5, 9, 22, 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В дальнейшем сообщением государственного регистратора от 20 декабря 2019 года административному истцу отказано в государственной регистрации права.
Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что при проведении правовой экспертизы, у государственного регистратора возникли сомнения в том, что указанный объект недвижимого имущества является хозяйственным строением, поскольку имеет признаки многоквартирного дома либо гостиницы (гостевого дома и т.п.), в связи с чем, имеются сомнения в возможности осуществления регистрации права на такой объект недвижимого имущества. Из ответа администрации г. Феодосии следует, что по указанному выше адресу обустроено трехэтажное здание для возможной сдачи внаем. Таким образом, необходим правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания соответствующего здания. В связи с изложенным, установить законность размещения указанного объекта на земельном участке с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", а также проведение государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке (без предъявления разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию) не представляется возможным.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ. В частности, к основным сведениям относится вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, к дополнительным - вид или виды разрешённого использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного Закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственной регистрации права отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
На основании пунктов 5, 9, 22, 23 части 1 статьи 26 Федерального Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, на котором он создан (создаётся), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешённого использования этого земельного участка без согласований и разрешений; земельный участок, на котором создан (создаётся) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 90:24:060101:3064, его площадь 918 кв. м, вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Данные сведения также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из представленного поэтажного чертежа здания, его первый этаж имеет два помещения с отдельным выходом на улицу, второй и третий этажи оборудованы отдельным входом, имеют по два помещения, каждое из которых имеют отдельные входы в меньшие по площади помещения. Из экспликации помещений технического паспорта усматривается, что объект недвижимости имеет признаки гостиницы.
В соответствии с ответом администрации г. Феодосии Республики Крым от 6 июня 2019 года на запрос государственного регистратора, сотрудниками отдела муниципального контроля администрации г. Феодосии был осуществлен выезд по указанному адресу. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке обустроено трехэтажное здание для возможной сдачи в наем (в летний период), что подтверждается фотоматериалами и сведениями, размещенными на страницах интернет-сайта tvil.ru.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" индивидуальное жилищное строительство - размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утверждённым Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Здание гостиницы к объектам жилищного фонда не относится.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом при наличии на то оснований в пределах компетенции государственного органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.