Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя Товарищества собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "УДАЧНАЯ ДАЧА" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "УДАЧНАЯ ДАЧА" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА" по доверенности Агафонову И.А, судебная коллегия
установила:
ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА" обратилось в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просило признать незаконным отказ Департамента N от 30 января 2020 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 23962 кв.м в районе СТ "данные изъяты"; возложить на административного ответчика обязанность утвердить названную схему.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 июля 2020 года административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Департамента N от 30 января 2020 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На Департамент возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА" N от 16 января 2020 года о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 октября 2020 года решение от 23 июля 2020 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить апелляционное определение, оставить без изменения решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 10 марта 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Как следует и материалов дела и установлено судом, на общем собрании учредителей принято решение об утверждении Устава ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА", протокол N от 18 декабря 2019 года.
24 декабря 2019 года ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА" поставлено на учет в ИФНС России по Ленинскому району города Севастополя с присвоением ОГРН, сведения внесены в ЕГРЮЛ.
Общим собранием членов ТСН "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА", протокол N2 от 25 декабря 2019 года единогласно принято решение о приобретении Товариществом права безвозмездного пользования спорного земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд.
В января 2020 года "СНТ "УДАЧНАЯ ДАЧА" обратилось в Департамент с заявлением, вх. N от 16 января 2020 о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
По результатам рассмотрения названного заявления Департаментом принято оспариваемое решение, оформленное письмом об отказе Товариществу в предоставлении государственной услуги по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 2 Закона N 299-ЗС и указано, что согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N от 27 января 2020 года представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не согласована, поскольку в соответствии с фрагментом Детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденным решением Севастопольского городского Совета N8545 от 15 декабря 2009 года, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой индивидуальной застройки и в зоне, функциональное назначение которой не определено.
Установив изложенное, удовлетворяя административный иск частично и признавая незаконным оспариваемое решение Департамента, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка не соответствует Генеральному плану города Севастополя, административным ответчиком не представлено, а ссылка на фрагмент Детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе в отсутствие сведений о соответствии схемы расположения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя является необоснованной.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N217-ФЗ от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садоводческому некоммерческому товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Согласно пп. 4 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пп. 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя N 883-ПП от 22 сентября 2016 года утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно пункту 1 которого Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В соответствии с пунктом 4.2. Положения Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N549-РДЗ от 19января 2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" (далее Административный регламент), согласно п. 2.2 которого ответственным исполнительным органом государственной власти города Севастополя за предоставление государственной услуги является Департамент. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, - распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) (далее - Распоряжение); письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем указан в 2.6.1 регламента, в том числе надлежит представить схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В пункте 2.10 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении государственной услуги и предусмотрено, что в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", который регулирует отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков. Пунктом 1 названной статьи установлено, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, в случае несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок. Таким образом, самостоятельными основаниями для отказа в утверждении схемы являются ее несоответствие Генеральному плану развития города Севастополя до 2025 г, а так же иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года.
Как следует из оспариваемого решения, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утверждена по основаниям пункта 1 статьи 2 вышеназванного Закона, поскольку в соответствии с фрагментом Детального плана территории в районе 7 км Балаклавского шоссе г. Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета N от 15 декабря 2009 года, испрашиваемый земельный участок расположен частично в зоне жилой индивидуальной застройки, частично в зоне неопределенного функционального назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела копией фрагмента Детального плана территории в районе 7 км Балаклавского шоссе города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета N от 15.12.2009 года (т. 2 л.д. 105).
При этом, как следует из текста названного решения, которым утверждена вышеуказанная градостроительная документация "Фрагмент детального плана территории в районе 7 км Балаклавского шоссе г. Севастополя" (п. 1 решения), на Управление градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации возложена обязанность осуществить мероприятия по корректировке Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года с учетом градостроительной документации "Фрагмент детального плана территории в районе 7 км Балаклавского шоссе г. Севастополя" (п. 2 решения). Таким образом, Генеральный план подлежал корректировке с учетом названной градостроительной документации.
Согласно пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 года N 339-ПП "Об утверждении Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя" в действующей на момент принятия оспариваемого решения редакции, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя надлежит применять:
1) Генеральный план города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114 (при отсутствии утвержденной документации по планировке территории);
5) детальные планы территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно:
- корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23 января 2007 года N 1272;
- фрагмент детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15 декабря 2009 года N 8545;
- детальный план территории в районе горы Гасфорт, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 26 декабря 2012 года N 5065.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что несоответствие фрагменту детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15 декабря 2009 года N, вопреки доводам представителя истца, является основанием для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, ответчику следует учитывать названный фрагмент и проверять представленную схему на предмет соответствия данной градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке до 18 марта 2014 года.
При этом указал, что обжалуемый отказ вопреки выводам суда первой инстанции принят в соответствии с законом и его законность ответчик доказал.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Суд апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.