Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Нехай Г.А. к Министерству внутренних дел по Республики Крым о возложении обязанности осуществить перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Нехай Г.А, поступившей с делом 21 января 2021 г, на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Нехай Г.А, представителя ответчика Артамонову И.И, судебная коллегия
установила:
Нехай Г.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республики Крым указав, что является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой Министерством внутренних дел по Республике Крым, которая определена в соответствии с законодательством Российской Федерации с 7 апреля 2017 г. в размере 16132, 60 рублей, с 2019 года -17164.56 рублей. Истец полагает, что размер пенсии существенно занижен. В декабре 2013 года он подавал рапорт об увольнении по собственному желанию, однако ГУ МВД Украины по АР Крым отказало в его удовлетворения. Между тем, в случае удовлетворения его рапорта об увольнении по собственному желанию, он бы имел право на назначение пенсии по законодательству Украины, и в последующем при ее перерасчете в рубли, размер пенсии существенно изменился бы в сторону увеличения. Учитывая данные обстоятельства, истец просил обязать ответчика осуществить ему перерасчёт назначенной с 7 апреля 2017 г. пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с применением Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" и Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и Севастополя" с выплатой разницы между положенной и фактически выплаченной на дату перерасчёта пенсии.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие статьи 1 Федерального закона N398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Нехай Г.А. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Артамонова И.И. возражала против удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
В соответствии с пунктом "а" статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Нехай Г.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел Украины.
На основании приказа МВД Украины от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с истец уволен из органов внутренних дел Украины с должности заместителя командира батальона - начальника штаба специального батальона судебной милиции "Грифон" Главного управления МВД Украины в Автономной "адрес" по собственному желанию. Как указано в собственноручно написанном истцом рапорте, в связи с приемом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и после указанной даты до апреля 2017 года продолжил службу в органах Министерства внутренних дел по Республики Крым.
Согласно исследованным судом первой инстанции материалам дела, после увольнения из органов внутренних дел Украины Нехай Г.А, ДД.ММ.ГГГГ подал заявление Министру внутренних дел по Республике Крым о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
По указанным основаниям, приказом Министра внутренних дел по - "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с Нехай Г.А. назначен на должность старшего инспектора группы обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов по контракту сроком на 4 года.
Согласно заключению N от ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД по "адрес" N л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по статье 82 части 2 пункта 4 "по выслуге лет, дающей право на получение пенсии" в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 04 месяца 14 дней, в льготном исчислении - 23 года 10 месяцев 24 дня. Сумма, принимаемая для начисления пенсии истцу (72, 23 % от размера денежного довольствия) составила 26 291, 72 рублей. Пенсия назначена в размере 59% от указанной суммы.
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых снований для удовлетворения искового заявления Нехай Г.А, исходя из того, что пенсионное обеспечение истца осуществляется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства из расчета размера пенсии за выслугу лет 59% от суммы денежного довольствия и имеющейся выслуги лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
В соответствии с Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подлежали назначению и выплате с 1 января 2015 года при обращении за назначением таких пенсий (часть 1 статьи 3); при их назначении не подлежали пересмотру периоды военной службы или иной приравненной к ней до пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г, по состоянию на 31 декабря 2014 г, а также выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы (часть 1 статьи 4).
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если при назначении гражданину, являвшемуся по состоянию на 31 декабря 2014 г. получателем пенсии, назначенной ему в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигал размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 г, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192, пенсия подлежала выплате в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежал ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными предписаниями федеральных законов "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", конкретизирующими и дополняющими гарантии в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 г.) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии - законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 г.
С учетом того, что Нехай Г.А. не являлся получателем пенсии в переходный момент, реализовал свое право на увольнение из органов Украины по собственному желанию и в связи с приемом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и после указанной даты до апреля 2017 г. продолжил службу в органах Министерства внутренних дел по Республики Крым, а пенсионное обеспечение ему установлено с учетом периодов его службы, в том числе и в органах Внутренних дел Украины, ему не может быть пересчитана пенсия с учетом положений закона действующего в переходный период, с учетом Указов Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" и от 31.03.2014 N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и Севастополя".
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Нехай Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.