Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Бетрозовой Н.В., Егоровой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криль А. В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 28.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Криль А.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым) о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 28.05.2020 исковые требования Криль А.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым.
В судебное заседание не явилась Криль А.В.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущены были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Криль А.В. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Судаке Республики Крым от 10.07.2019 N Криль А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости; общий стаж работы Криль А.В. по подсчету ответчика состав-ляет 23 года 02 месяца 08 дней, специальный стаж 19 лет 10 мес. 10 дней.
В подсчет педагогического стажа не включены периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора Курской средней школы Белогорского района Автономной Республики Крым, так как указанная должность отсутствует в списке, утвержденном правилами N и Постановлением N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 33 с крымскотатарским языком обучения" городского округа Судак, поскольку не выработана педагогическая нагрузка 18 часов в неделю; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов Миновской начальной средней школы ввиду отсутствия документального подтверждения, так как имеется запись об увольнении и переводе, но печать не читаема.
Кроме того, в льготный стаж не засчитаны периоды отпусков без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ -вебинар; не засчитаны периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как курсы повышения квалификации с отрывом от производства не подлежат включению в льготный стаж и учитываются как обычная работа; не засчитаны периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" пришел к выводу о том, что у истца имеется требуемый стаж для назначения досрочной страховой пенсии согласно Федеральному закону Российской Федерации "О страховых пенсиях", а спорные периоды работы, отпуска по уходу за ребенком и нахождение на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции дополнительно указал, что ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие у истицы необходимого педагогического стажа для назначения досрочной страховой пенсии по возрасту.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педаго-гическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятель-ности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Так, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 29 октября 2002 г. N781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В то же время, согласно пункту 6 Правил от 29 октября 2002 г. N781 работа в должности учителя в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением вечерних (сменных) открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки.
Частью 4 статьи 30 Федерального Закона N 400 "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Республика Крым принята в состав Российской Федерации с 21 марта 2014 года в соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 года N ФКЗ-6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П, введение нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий, реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Аналогичная правовая позиция закреплена в пунктах 14, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 ФЗ-208 установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 181 Кодекса законов о труде Украины, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно статье 11 Закона Украины от 09 июня 2003 года N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат лица, которые в соответствии с законодательством получают помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые засчитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.
Пунктом 56 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N1788 "О пенсионном обеспечении" предусмотрено, что время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждого ребенка трехлетнего возраста, засчитывается в стаж работы.
Часть 16 Заключительных положений Закона Украины от 09 июня 2003 года N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" предусматривала, что положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" применяются в части признания права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
Формальный подход суда к рассмотрению настоящего дела, противоречит задачам и смыслу гражданского судопроизводства, установленных ст. 2 ГПК РФ.
Задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебного постановления суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимания, что ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела апелляционной инстанцией не устранены, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем находит нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30.07.2020 отменить в части оставления без изменений решения Судакского городского суда Республики Крым от 28.05.2020 в части признания незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о включении в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Криль А. В.:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора Курской средней школы Белогорского района Автономной Республики Крым;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 с крымско-татарским языком обучения";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Крым.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.