Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Бетрозовой Н.В, Егоровой Е.С, с участием прокурора Фроловой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солончука В. Б. к ЗАО "Южное горно-строительное управление" о компенсации морального вреда вследствие несчастного случая на производстве, о взыскании единовременной денежной компенсации и единовременной материальной помощи в связи с уходом на пенсию по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве по кассационной жалобе Солончука В. Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Солончука В.Б. по доверенности и ордеру - адвоката Еремеева С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ЗАО "Южное горно-строительное управление" по доверенности Довгаль Е.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора Фролову Е.В, полагающую, что оспариваемый судебный акт принят на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права, судебная коллегия
установила:
Солончук В.Б. обратился в суд с иском к ЗАО "Южное горно-строительное управление" (далее - ЗАО "ЮГСУ") о взыскании компенсации морального вреда вследствие несчастного случая на производстве, о взыскании единовременной денежной компенсации и единовременной материальной помощи в связи с уходом на пенсию по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве.
Решением Донецкого городского суда Ростовской области от 16.01.2020 исковые требования Солончука В.Б. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания материальной помощи за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по инвалидности, в отмененной части Солончуку В.Б. в иске отказано. Также решение суда первой инстанции изменено в части взыскания с ЗАО "ЮГСУ" в доход местного бюджета государственной пошлины. В остальной части решение Донецкого городского суда Ростовской области от 16.01.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Солончук В.Б. просит об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материальной помощи за многолетний и добросовестный труд, в отмененной части принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы отраслевого соглашения по строительству и промышленности в части выплаты работодателем материальной помощи за многолетний и добросовестный труд.
В судебное заседание явился представитель Солончука В.Б. по доверенности и ордеру адвокат Еремеев С.С, поддержавший доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание явился представитель ЗАО "ЮГСУ" Довгаль Е.А, возражавший относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание явилась прокурор Фролова Е.В, полагающая, что судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущены были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора Солончук В.Б. работал в ЗАО "ЮГСУ" в качестве проходчика на поверхностных и подземных работах. В ноябре 2009 года истец переведен на должность машиниста подземных самоходных машин 4 разряда с полным рабочим днем под землей, уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. 8 ч.1 ст. 77 ТК РФ, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, перевод на которую необходим работнику по медицинскому заключению.
Общий трудовой стаж работы истца составляет 32 года 3 месяца, стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, которые могли вызвать профессиональное заболевание - 12 лет 6 месяцев. Стаж работы истца в должности машиниста подземных самоходных машин 4 разряда с полным рабочим днем под землей на момент составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника ДД.ММ.ГГГГ составил 7 лет 6 месяцев, на момент увольнения стаж по данной должности составил 8 лет 5 месяцев, общий стаж работы в ЗАО "ЮГСУ" составляет 10 лет 1 месяц 11 дней.
В период работы истца в ЗАО "ЮГСУ" у истца выявлено профессиональное заболевание, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о случае профессионального заболевания, санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника от ДД.ММ.ГГГГ N, извещением об установлении заключительного диагноза от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ истцу впервые установлено 40 % утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии со справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена третья группа инвалидности, вследствие профессионального заболевания.
Из акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что профессиональное заболевание у истца возникло, в том числе, в связи с его работой на предприятии ответчика, указан стаж работы и условия работы истца на всех предприятиях, где работал истец. Актом подтверждена причинно-следственная связь выявленного у истца профессионального заболевания с вредными условиями труда, длительностью их воздействия, в том числе по месту его работы у ответчика.
В соответствии с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда истца, актом о расследовании профессионального заболевания, вредными и опасными производственными факторами работы явились: шум, вибрация, неблагоприятные параметры микроклимата и показатели тяжести трудового процесса.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" приказом Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования N от ДД.ММ.ГГГГ Солончуку В.Б. назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 18 710, 23 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на статьи 212, 219, 21, 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), нормы "Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с ЗАО "ЮГСУ" материальной помощи за многолетний и добросовестный труд указал, что поскольку коллективный договор в организации ответчика отсутствует, обязанностей по выплате материальной помощи работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности работодатель на себя не брал, в Отраслевом соглашении по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы данная гарантия носит рекомендательный характер, вывод суда первой инстанции об обязанности ответчика ЗАО "ЮГСУ" произвести истцу единовременную материальную помощь за многолетний и добросовестный труд, в связи с уходом на пенсию по инвалидности в размере 228 173, 55 руб. является необоснованным. Такая обязанность работодателя, вопреки доводам суда, в отраслевом соглашении не закреплена.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (ТК РФ, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).
В ч. 2 ст. 46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).
Ст. 49 ТК РФ определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Как указано в ч. 7 ст. 48 ТК РФ, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Исходя из приведенных выше положений ТК РФ, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении.
Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому тарифному соглашению и наступления необходимых условий, предусмотренных соглашением (установление инвалидности, профессионального заболевания, смерть работника), работодатель выплачивает суммы, определенные в отраслевом тарифном соглашении.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский Союз строителей" 03 апреля 2017 года утверждено "Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы".
Исходя из раздела "Общие положения", отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности строительных организаций, организаций промышленности строительных материалов.
Сторонами Соглашения являются: работники в лице их представителя - Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее - Профсоюз строителей России); работодатели в лице их представителя - Общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Российский Союз строителей" (далее - ОМОР "Российский Союз строителей"); федеральный орган исполнительной власти, в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), действующего на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Предметом соглашения являются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.
Соглашение действует в организациях, осуществляющих деятельность в строительстве, архитектуре, проектировании, инженерных изысканиях, промышленности строительных материалов, осуществляющих добычу строительных материалов (в том числе щебня, гипса, песка, глины), осуществляющих производство цемента, металлических конструкций, теплоизоляционных, стеновых материалов (в том числе керамических стеновых материалов и стеклянных волокон, строительных пенопластов, теплоизоляционных бетонов, иных строительных материалов), а также организациях, оказывающих им сервисные, транспортные, научные, образовательные услуги. Соглашение распространяется на организации, в которых указанные виды деятельности являются основными. Основной вид деятельности организаций определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Соглашение распространяется на: работодателей, являющихся членами ОМОР "Российский Союз строителей"; работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения, в том числе не предоставивших отказ присоединиться к Соглашению в порядке, установленном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется действие Соглашения.
Соглашение вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его регистрации Федеральной службой по труду и занятости и действует три календарных года. В период действия Соглашения ни одна из сторон не может в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых обязательств, но вправе по взаимной договоренности вносить изменения и дополнения, не ухудшающие права и интересы работников в сфере социально-трудовых отношений. Изменения и дополнения вносятся в Соглашение в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
В пункте 7.6.6. Отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы предусмотрено, что работодатель обязан единовременно оказывать материальную помощь работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности при стаже работы в отрасли 25-30 лет - в размере пятимесячного заработка.
С учетом системного толкования указанных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ЗАО "ЮГСУ" в пользу Солончука В.Б. единовременной материальной помощи за многолетний и добросовестный труд.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020 отменить в части отмены решения суда первой инстанции в части взыскания материальной помощи за многолетний и добросовестный труд, в связи с уходом на пенсию по инвалидности.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
В остальной части апелляционное определение Ростовского областного суда от 18.06.2020 оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.