Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Федоренко А.В. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года по иску департамента труда и социальной защиты населения, администрации города Евпатории Республики Крым к Горак Ю.С, третье лицо Горак В.И. о взыскании излишне выплаченного денежного вознаграждения причитающегося приемным родителям.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
департамент труда и социальной защиты населения, администрации города Евпатории Республики Крым обратился в суд с иском к Горак Ю.С, в котором просил взыскать выплаченную меру социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 мая 2020 года отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года решение суда от 22 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Федоренко А.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
В обоснование кассационной жалобы указано, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Горак Ю.С. нарушила не условия договора об осуществлении опеки, на что ссылаются суды обеих инстанций, а требования Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года N, согласно которого его действие распространяется на граждан, местом жительства которых является Республика Крым.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13 Постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям" предусмотрено, что размер ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям определяется законодательством Республики Крым.
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым за счет средств бюджета Республики Крым выплачивает приемным родителям ежемесячную помощь на приемного ребенка в размере двух прожиточных минимумов на ребенка в Республике Крым, оплата труда приемных родителей, а также все месячные выплаты денежных средств по п. 5.1 производятся ежемесячно на банковский счет приемных родителей (п. 5.1, п. 5.2 договора).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Горак Ю.С. обратилась в департамент труда и социальной защиты населения, администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении меры социальной поддержки "Денежное вознаграждение приемным родителям".
Горак Ю.С. назначена указанная мера социальной поддержки на опекаемых детей: Вольнову Варвару Валерьевну, Вольнову Алину Валерьевну, Носову Ольгу Викторовну, Шельникову Дарью Сергеевну, Шельникова Александра Сергеевича, Шельникову Екатерину Сергеевну.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания указанные лица зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ году Горак Ю.С. предоставила в департамент копию паспорта гражданина N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ года ОУФМС России по Краснодарскому краю в Карасунском округе "адрес", к.п N с регистрацией места жительства "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ года и копию свидетельства о регистрации по месту пребывания "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ОМВД по г. Евпатории от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Горак Ю.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ год была снята с регистрационного учета по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ год значится зарегистрирована по адресу: "адрес"
Согласно пункту 3 "Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
Между тем, установлено, что договор о приемной семье не расторгался, органом опеки и попечительства по новому месту жительства подопечных не заключался новый договор, так как место жительства подопечных и Горак Ю.С. не менялось.
С учетом того, что дети находились в приемной семье, соответственно за ним осуществлялся уход, воспитание и содержание и данные услуги оказываются на возмездной основе, иного в законе не предусмотрено.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 683 от 31 декабря 2014 года утвержден "Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.2 Порядка, денежное вознаграждение предоставляется на основании заявления о назначении денежного вознаграждения, подаваемого приемными родителями в орган труда и социальной защиты населения по месту проживания приемных родителей, согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что при несовпадении места жительства приемной семьи и места пребывания приемных родителей в границах Республики Крым ежемесячная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям, в отношении приемной семьи назначается органами социальной защиты населения по месту подписания договора о приемной семье (о передаче ребенка под возмездную форму опеки).
Главными распорядителями средств ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в части выплаты средств ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в приемных семьях, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "Об опеке и попечительства" от 2 апреля 2009 года N 48-ФЗ предусмотрено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.
Ссылаясь на положения статей 2, 6, 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статью 20 ГК РФ, суд первой инстанции указал, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Ни в Законе "Об опеке и попечительстве", ни в Порядке назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям, утвержденном Постановлением Совета министров Республики Крым 31 декабря 2014 года N 683 не предусмотрено, что снятие с регистрации и регистрация по иному адресу без фактической перемены места жительства приемного родителя влекут прекращение выплаты денежного вознаграждения приемному родителю, который при этом продолжает добросовестно исполнять условия договора о приемной семье и не получает в другом субъекте денежное вознаграждение за выполняемый по договору о приемной семье труд, как и не предусмотрено, что до получения справки по форме 3 о временной регистрации приемный родитель не имеет право на получение денежного вознаграждения.
Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым с целью экономии бюджетных средств даны разъяснения ДТСЗН администрации города Евпатории о том, что, несмотря на то, что дети проживают в приемной семье, воспитываются приемным родителем, формальное снятие с регистрационного учета приемного родителя без установления факта изменения им места жительства, прекращения условий исполнения договора о приемной семье, позволяет прекратить выплату вознаграждения приемному родителю, при этом не учтено, что Порядком оговорено лишь место жительства и только в п. 2.3.6 Порядка устанавлено, что если местом жительства опекуна, попечителя, приемного родителя является место регистрации ребенка, который находится под его опекой, попечительством или в приемной семье, им предоставляется справка, выданная органом труда и социальной защиты населения по месту регистрации опекуна, попечителя, приемного родителя, о том, что он не состоит на учете как получатель ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и не получает соответствующей помощи.
Установив изложенное, руководствуюсь приведенными нормами права, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что Горак Ю.С. нарушила положения договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях на 6 детей, а также то, что Горак Ю.С. были получены денежные средства, сумма которых превышает установленные законом размеры. Также истцом не представлены суду доказательства получения Горак Ю.С. денежного вознаграждения, причитающееся приемному родителю на 6 опекаемых детей в период с 06 октября 2016 года по 05 декабря 2016 года, по месту ее регистрации в указанный период.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
При этом дополнительно указала, что исходя из того, что после заключения договоров с приемными родителями от 30 января 2015 года ответчик и приемные дети не изменяли фактическое место жительства, ответчиком добросовестно исполнялись обязанности приемного родителя (доказательств обратного суду не предоставлено), с учетом всех заслуживающих по делу обстоятельств, исковые требования являются необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Довод кассационной жалобы о том, что Горак Ю.С. нарушила не условия договора об осуществлении опеки, а требования Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N683, основаны на неверном толковании норм материального права, ошибочном понимании выводов судов.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судом апелляционной инстанции и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Федоренко А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.