Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым об устранении реестровой ошибки, признании права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, Администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, в котором просил: устранить реестровую ошибку сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о координатах характерных границ земельных участков ФИО2 и ФИО1; признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 2273 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование искового заявления указано, что на основании решения сессии Ильичевского сельского Совета Советского района АР Крым от 23.05.2012 года истцу выдано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0, 25 га, расположенного по адресу: "адрес".
ФИО1 в порядке завершения оформления прав на земельный участок обратился к кадастровому инженеру для изготовления межевого плана своего земельного участка, которому был предоставлен акт согласования границ указанного участка с площадью 2128 кв.м. Однако, осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет в ЕГРН оказалось невозможным в виду наложения границ образуемого земельного участка истца на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в "адрес" принадлежащий ФИО16
ФИО2 в 1999 году получил Государственный акт на право собственности на земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома по "адрес" в "адрес". При этом материалы привязки указанного участка в координатной геодезической сети, материалы выноса участка в натуре отсутствовали.
По мнению истца, при проведении работ по подготовке межевого плана и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка ФИО2 с кадастровым номером N была допущена реестровая ошибка, но на предложение о внесудебном исправлении реестровой ошибки ответчик не отреагировал.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 01 июня 2020 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части исковых требований об устранении реестровой ошибки, с принятием нового решения в данной части об удовлетворении исковых требований.
Суд постановил:исправить реестровую ошибку в сведениях о местоположении смежной кадастровой границы между земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес"ёве, "адрес", и земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес";
установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", а также земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", указав координаты характерных точек исправленных границ на основании заключения судебной экспертизы.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФИО2 - ФИО7 просил отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со строительным паспортом на застройку земельного участка, выделенного индивидуальному застройщику Куртмоллаеву Э.Р. 29 октября 1997 года решением N 44 исполнительного комитета Ильичевского сельского совета Советского района ответчику был выделен земельный участок для индивидуального строительства (т. 1 л.д. 224).
15 октября 1999 года на основании решения восьмой сессии 23 созыва Ильичевского сельского совета Советского района АР Крым N 70 ФИО2 был утвержден проект отвода земельного участка размером 0, 2015 га для строительства и обслуживания жилого дома в "адрес" (т. 1 л.д. 225).
Согласно акту красных линий и осей зданий районным архитектором Советского района 29 октября 1999 года ФИО2 были установлены в натуре границы приусадебного земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, в "адрес", площадью 2000 кв.м. Согласно схеме земельного участка его размер составлял 65, 0 м. на 31 м. (т.1 л.д. 229-231).
13 декабря 1999 года ФИО2. выдан государственный акт о праве частной собственности серии N на земельный участок "адрес", площадью 0, 2015 га (т. 1 л.д. 156- 157).
22 июня 2017 года земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий ФИО2, был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 153-168).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок, принадлежащий ФИО2, расположенный по адресу: "адрес", имеет кадастровый N. 13 декабря 1999 года номер был внесен в государственный кадастровый учет, границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом его площадь составляет 2015 кв.м, (т. 1 л.д. 51).
22 июня 2017 года кадастровым инженером ФИО8 был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", заказчиком указанного плана являлся ФИО2 При этом имеется акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, согласно которому разногласия при согласовании местоположения границ земельного участка отсутствуют и имеются подписи лиц, участвующих в согласовании границ указанного земельного участка (т.1 л.д. 55-61).
Согласно решению 13-ой сессии 6-го созыва Ильичевского сельского совета Советского района Республики Крым N 18 от 23 мая 2012 ФИО1 было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0, 25 га, расположенного по адресу: "адрес". При этом указано, что решение действительно в течение двух лет (т. 1 л.д. 6).
22 ноября 2013 года Ильичевским сельским советом 6-го созыва сессии было вынесено решение N 18 о внесении изменений в решение N 13 сессии 6-го созыва, в соответствии с которым ФИО17 было разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью до 0, 25 га, расположенного по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 81).
31 августа 2015 года кадастровым инженером ФИО9 отсоставлен акт согласования местоположения границы земельного участка площадью 2128 кв.м, принадлежащего администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым (т.1 л.д. 8).
Как следует из уведомления главы администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым N 174 от 15 марта 2019 года администрация указанного сельского поселения приняла решение отказать ФИО18 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду наложения границ образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером: N расположенный по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 9).
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 от 30 апреля 2019 года установлено наличие реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", которая подлежит исправлению в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (т. 1 л.д. 16-25).
23 декабря 2016 года кадастровым инженером ФИО11 был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", заказчиком которого являлся ФИО1 При этом акт согласования местоположения границ образуемого земельного участка отсутствует (т. 1 л.д. 69-75).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, 23 декабря 2016 года данные о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 1638 +/-14 кв.м с кадастровым номером N были внесены в государственный реестр недвижимости (т. 1 л.д. 13-14, 76- 77).
Согласно заключению эксперта ФИО12 от 05 февраля 2020 года следует, что размеры земельного участка, указанного в "схеме выноса в натуру красных линий участка и разбивки осей индивидуального жилого дома в натуру и координаты земельных участков с кадастровыми номерами N, совпадают, размеры 31 м. на 65 м. соблюдены при постановке на государственный кадастровый учет. Определить соответствие фактического расположения земельного участка с кадастровым номером N государственному акту на право частной собственности на землю не представляется возможным. Земельный участок с кадастровым номером N действительно территориально фактически находится на "адрес", земельный участок соответствует конфигурации и размерам указанным в Государственном акте на право частной собственности на землю N, в котором нет описания смежных землепользователей. Исправление реестровой ошибки возможно по предоставленным кадастровым инженером ФИО10 координатам, площадь земельного участка, расположенного по "адрес" увеличится в пределах указанных в решении N от 23 мая 2012 года. Не представляется возможным дать ответ о соответствии границ земельного участка истца, в связи с отсутствием графических подтверждений о ее местоположении на момент выполнения работ по установлению границ (т. 2 л.д. 72-122).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод, что защита права избранным истцом способом невозможна, а поэтому отказал в удовлетворении иска в полном объёме.
Принимая обжалуемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований об устранении реестровой ошибки с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельного участка относится к исполнительнораспорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Закон Республики Крым N 38-3PK от 31.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-3PK) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В статье 13 Закона N 38-3PK установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Решение 13-ой сессии 6-го созыва Ильичевского сельского совета Советского района Республики Крым N 18 от 23 мая 2012, которым ФИО1 было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0, 25 га, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 21.03.2014 года являлось действующим, что признается Администрацией Ильичевского сельского поселения, а потому суждения суда первой инстанции о том, что указанное решение органа местного самоуправления прекратило свое действие является ошибочным и не отвечает предписаниям законодательства.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в части 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-3PK).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 38-3PK основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
В силу изложенного, исходя из установленных обстоятельств по делу, становится очевидным, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок имеющий вид функционального использования "индивидуальное жилищное строительство" и его месторасположение соответствует градостроительной документации.
Отказ администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, выраженный в уведомлении ее главы N от 15 марта 2019 года, связан лишь с невозможностью утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду наложения границ образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером: N расположенный по адресу: "адрес".
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N313 (далее Порядок N 313).
Пунктом 4 Порядка N установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В силу ст.ст. 2, 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые гражданские права.
Как указано в ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов с установлением способов защиты гражданских прав перечисленными в статье 12 ГК РФ.
По смыслу ст. 12 ГК РФ лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в данной правовой норме способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Вместе с тем, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, и способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что обращение ФИО1 с иском о признании за ним права собственности на спорный земельный участок являются преждевременными, а реализация истцом права на завершение оформления права на спорный земельный участок возможна в ином внесудебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) (действовавшей до 1 января 2017 года), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закон N 221-ФЗ (действовавшей до 1 января 2017 года) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Указанные часть 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 28 Закона N 221- ФЗ, утратили силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ).
В настоящее время к указанным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведении в текстовой который включает в себя: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона о регистрации данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 3, 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Г осударственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 4 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Исходя из положений части 6 статьи 72 Закона о регистрации с 1 января 2017 года сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.
В силу пункта 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте- плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии со статьей 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Таким образом, как было указано выше, в соответствии со статьей 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы N от 05.02.2020 года следует, что в сведениях о местоположении смежной кадастровой границы между земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес" и земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", имеется реестровая ошибка.
Экспертом на схеме отображен возможный вариант исправления реестровой ошибки и приложен каталог координат для исправления земельных участков, путем переноса границ земельного участка с кадастровым номером N вдоль улицы, где имеется свободная земля.
При этом, фактические границы земельных участков, их площадь, сохраняются, а расположенные на каждом из участков фундаменты находятся на обособленных земельных участках каждой из сторон.
Таким образом, при исправлении реестровой ошибки и установлении границ по варианту, предложенному экспертом, границы земельных участков и строения в виде фундаментов не пересекаются.
Исходя из пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В данном конкретном случае требования истца направлены на исправление реестровой ошибки с целью установления смежных границ земельных участков.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.
Из содержания части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что заявленные требования истца об устранении реестровой ошибки, являются обоснованными.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.