Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об истребовании в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика земельного участка N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ОК ДСК "Арзу", кадастровый N.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Приложением N к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО4 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, Российской Федерации для использования был передан военный городок NК-1. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя N-РП от ДД.ММ.ГГГГ в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок NК-1. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1. Земельный участок военного городка NК-1 использовался и используется в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации, относится к землям обороны. Спорный земельный участок передан в собственность первоначального собственника в нарушение действующего законодательства, на момент передачи его в собственность являлся частью земельного участка военного городка NК-1, использовался Черноморским Флотом РФ на основании межправительственных соглашений, Качинский поселковый Совет не имел полномочий на распоряжение землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации. По договору купли-продажи право собственности на земельный участок перешло к ответчику ФИО1, в связи с чем, земельный участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчика по основаниям статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Минобороны России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Определением ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Севастопольский городской суд в связи с необходимостью дополнительно проверить доводы Министерства обороны Российской Федерации и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Вишняков С.В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса ФИО4, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами ФИО4, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами "адрес", без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории "адрес", до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"".
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Качинского поселкового Совета N от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие ДСК "Арзу" на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.
На основании заявления ДСК "Арзу", положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, комплексного градостроительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ N, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса " ФИО4", статьи 50 Закона ФИО4 "О землеустройстве" Качинским поселковым Советом дано согласие решением N от ДД.ММ.ГГГГ ДСК "Арзу" на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 10 га, для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.
Проект землеустройства по отводу земельного участка, общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием "Севастопольский геодезический центр", утвержден решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан в аренду ДСК "Арзу" сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9, как члену ОК "ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес", в границах землепользования ОК "ДСК "Арзу", целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
На основании свидетельств о праве собственности на наследство по закону право собственности на земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес", в границах землепользования ОК "ДСК "Арзу", перешло к наследникам ФИО9 - ФИО10, ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема "адрес" выдан государственный акт на право собственности на указанный земельный участок серии ЯЗ N, земельному участку присвоен кадастровый N, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок перешло к ответчику ФИО1
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО4 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N и 3 и картах N и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством ФИО4. В приложении N к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО4 о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок NК-1.
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ) подписан акт приема- передачи военного городка NК-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка NК-1, расположенных по адресу: "адрес", мыс Маргопуло, "адрес", 16, "адрес", составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУПО", N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка NК-1.
Спорный земельный участок передан в собственность первоначального собственника ФИО9 на основании решения органа местного самоуправления, право собственности на земельный участок перешло к ответчику ФИО1 на основании возмездной сделки, незаконность приобретения права собственности на спорный земельный участок, а также вхождение его в состав земель военного городка N К-1 на момент предоставления в собственность истцом не доказана.
Согласно Заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете ФИО4 по земельным ресурсам" от ДД.ММ.ГГГГ по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса ФИО4 не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ согласован проект землеустройства по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу", площадью 10 га, в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта "адрес".
Согласно письму 1997 Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов "адрес".
Кроме того, план земельного участка, отводимого под дачностроительный кооператив, ориентировочной площадью 10, 0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных Сил Черноморского флота генерал-майором ФИО16, начальником штаба ВВС ЧФ полковником ФИО17, начальником гарнизона Кача полковником Ким В, командиром войсковой части 49311 полковником ФИО18 Какие-либо данные на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка N К-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при проверке законности решения Качинского поселкового Совета ДД.ММ.ГГГГ N подлежат применению нормы законодательства ФИО4.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса ФИО4 установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса ФИО4, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса ФИО4 до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Разрешая дело по существу суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 3, 6 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об основах управления государственным имуществом "адрес"", статьи 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"", учитывая разъяснения содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности незаконного приобретения первоначальным собственником ФИО9 права собственности на спорный земельный участок, поскольку право его собственности на спорный земельный участок, находящийся в границах "адрес", возникло на основании решения уполномоченного органа - Качинского поселкового Совета ДД.ММ.ГГГГ N, а право собственности ФИО1 возникло на основании договора купли-продажи, право собственности которой зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок за ФИО9, впоследствии за его наследниками ФИО11 и ФИО10 свидетельствует о том, что законность документов, явившихся основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Учитывая, что документы, послужившие основанием для передачи спорного земельного участка в собственность ФИО9 подтверждают расположение земельного участка в "адрес", в пределах ОК "ДСК "Арзу", предполагают его использование для индивидуального дачного строительства, не содержат сведений об отнесении участка к землям специального назначения, а также то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет без указаний каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, суды пришли к правильному выводу о том, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик ФИО1 не могла предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка N К-1, в связи с чем, оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Довод жалобы о том, что Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.
Согласно статье 77 Земельного кодекса ФИО4 ъ действующей на момент издания распоряжения Качинского Совета ДД.ММ.ГГГГ N земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
В соответствии со статьей 2 Закона ФИО4 "Об использовании земель обороны" войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса ФИО4. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются ФИО2.
Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Закона ФИО4 "Об использовании земель обороны", необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями а основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Распоряжением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ФИО2 N утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества (далее Порядок), которое используется Черноморским флотом на территории ФИО4.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота Российской Федерации, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между ФИО4 и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в приложении N к Соглашению, предусмотренная распоряжением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N-р не была завершена.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело N. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (N N). Земельный участок N площадью 1133, 06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (N N) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело N содержит координаты границ указанных земельных участков (N), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка NК-1. Информация о вхождении земельных участков N, указанных в Техническом деле N, в состав военного городка NК-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле N по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1, 2, К-4)" согласно Приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО4 о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП), в состав военного городка NК-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0, 01 га), "адрес" (площадью 0, 13 га), "адрес" (0, 5588 га), "адрес" (площадью 0, 5531 и 0, 5243 га), "адрес", 16 (площадью 1137, 87 га). Количество зданий и сооружений военного городка NК-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка NК-1 согласно приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО4 о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка NК-1, указанному в приложении N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП.
Из материалов дела также усматривается, что на момент согласования ДСК "Арзу" места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, участок освоен, используется гражданами под огородничество более 20 лет, на участке имеются сети водопровода и электроснабжения, грунтовые проезды, многолетние насаждения (деревья фруктовых пород), ограждения из сетки.
Учитывая изложенное, довод жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка N К-1, использовавшегося Черноморским флотом Российской Федерации как аэродром постоянного базирования Кача, не может быть принят во внимание.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N-р от 1995 года "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им.П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Решением Севастопольского городского Совета N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового "адрес", границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК "Арзу".
Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РДЗ установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 16 261 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Кача, "адрес" "для ведения дачного хозяйства".
При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, являлось выяснение вопроса - имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.
С учетом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.
Учитывая отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка N К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела N по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 год), а также изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N-р от 1995 года, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы, поскольку с учетом отсутствия в материалах дела четких и достоверных данных о границах спорного земельного участка, предоставленного Министерству обороны РФ, сведений о его формировании, принимая во внимание, что возможность получения дополнительных доказательств по делу полностью исчерпана в суде первой и апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для назначения по делу землеустроительной экспертизы.
Ссылка истца о том, что заключением специалиста N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что предоставленный в частную собственность земельный участок полностью входил в состав земельного участка военного городка N К-1, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
При даче заключения кадастровый инженер руководствовался материалами технического дела N по инвентаризации войсковой части 49311 Черноморского флота от 1994 года. Указанное техническое дело содержит только координаты границ указанных земельных участков (N) без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военного городка N К-1.
Также отсутствует информация о вхождении указанных земельных участков в состав военного городка в связи с чем, данные материалы по состоянию на 2007 год необоснованно были использованы кадастровым инженером при составлении заключения.
В ходе проведения исследования кадастровый инженер исследовал акт инвентаризации землепользований Черноморского флота, расположенных на территории Севастополя, согласно которому площадь земельного участка N "адрес" (гарнизон) составляет 1194, 5 га, тогда как в Приложении N Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ, а также в распоряжении Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП, площадь военного городка N К-1 указана в размере 1137, 87 га, что на 57 га меньше площади указанной в материалах акта инвентаризации, положенному кадастровым инженером в основу своего заключения.
Кроме того из пояснительной записки к материалам инвентаризации, земельный участок, который использует Черноморский флот Российской Федерации по Соглашению между ФИО4 и Российской Федерацией составляет площадь 3726, 55 га, тогда как общая площадь земельных участков находящихся в пользовании Российской Федерацией для нужд Черноморского флота по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 3542, 72 га, что свидетельствует о том, что площади земельных участков уменьшались по соглашению сторон.
Допрошенный в суде апелляционной инстанции специалист ФИО12, составивший заключение от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что при составлении исследования он руководствовался только материалами инвентаризации земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ в двух книгах, материалы гражданского дела он не исследовал, на место не выезжал, границы военного городка N К-1 на местности также не устанавливал. Как установил, что материалы Технического дела N относятся к межправительственному соглашению 1997 года, пояснить суду не смог. Вхождение спорного земельного участка в состав военного городка на момент передачи земельного участка ответчику, то есть на 2007 год не устанавливал, документы о границах и площадях земельного участка военного городка на 2007 год не исследовал.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что заключение N от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности оценки доказательств и оснований для назначения судебной землеустроительной экспертизы не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.