Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО8 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об истребовании в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика земельного участка N, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый N.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Российской Федерации для использования был передан военный городок N К-1. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок N К-1. Согласно акту осмотра от 17 апреля 2019 года земельный участок ответчика налагается на земельный участок городка N К-1. Земельный участок военного городка NК-1 использовался и используется в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации, относится к землям обороны. Считал, что спорный земельный участок передан в собственность ответчику в нарушение действовавшего законодательства, поскольку на тот момент являлся частью земельного участка военного городка N К-1 и использовался Черноморским Флотом на основании межправительственных соглашений. Отмечал, что Качинский поселковый Совет не имел полномочий на распоряжение землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации. В связи с чем, земельный участок подлежит истребованию из незаконного владения ответчика по основаниям статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 ноября 2019 года в удовлетворении иска Минобороны России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 февраля 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 ноября 2019 года оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года апелляционное определение от 13 февраля 2020 года отменено, дело возвращено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 ноября 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Вишняков С.В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года N202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Качинского поселкового Совета N 237 от 24 октября 2006 года дано согласие ДСК "Арзу" на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.
На основании заявления ДСК "Арзу", положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от 21 декабря 2006 года N 03/177, комплексного градостроительного заключения от 21 декабря 2006 года N3301/4-1, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса "Украины", статьи 50 Закона Украины "О землеустройстве" Качинским поселковым Советом дано согласие решением N 280 от 26 декабря 2006 года ДСК "Арзу" на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 10 га, для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.
Проект землеустройства по отводу земельного участка, общей площадью 10 га. для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием "Севастопольский геодезический центр", утвержден решением Качинского поселкового Совета от 25 мая 2007 года, земельный участок передан в аренду ДСК "Арзу" сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка от 27 июня 2007 года.
ФИО17 как член ОК "ДСК "Арзу" и пользователь земельного участка N 40, была разработана проектная документация на указанный земельный участок.
На основании решения Качинского поселкового Совета от 29 января 2010 года N 1725 ФИО1 передан в собственность земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес" целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
21 июня 2010 года Главным управлением Госкомзема города Севастополя выдан государственный акт на право собственности на указанный земельный участок серии N, земельному участку присвоен кадастровый номер N, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
Сведения о земельном участке были внесены в ЕГРН, имеют статус "актуальные, ранее учтенные", вид разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства", участок учтён под кадастровым номером N
Решением Исполкома Качинского поселкового Совета от 26 декабря 2012 года N 12/10 земельным участкам, в том числе ответчика, расположенным в границах ОК ДСК "Арзу" для индивидуального дачного строительства был присвоен почтовый адрес: "адрес", номер земельного участка по схеме, утверждённой Управлением архитектуры и градостроительства.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24 июля 2018 года N 10224-РДЗ вид разрешенного использования земельного участка, площадью 16 261 кв.м, расположенного по адресу: г "адрес", приведен в соответствие с Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года N 228-ПП, установлен как "ведение дачного хозяйства".
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N2 и 3 и картах N1 и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины. В приложении N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок NК-1.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ) подписан акт приема- передачи военного городка NК-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка NК-1, расположенных по адресу: "адрес", составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУПО", N11 от 17 апреля 2019 года следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка NК-1.
Спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность ФИО1 входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК "ДСК "Арзу".
Согласно Заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 21 декабря 2006 года испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 20 марта 2007 года согласован проект землеустройства по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу", площадью 10 га, в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.
Согласно письму 1997 Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 1231 вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя.
Кроме того, план земельного участка, отводимого под дачностроительный кооператив, ориентировочной площадью 10, 0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных Сил Черноморского флота генерал-майором Сапрыкиным И, начальником штаба ВВС ЧФ полковником Першиным А, начальником гарнизона Кача полковником Ким В, командиром войсковой части 49311 полковником Пушкиным С. Какие-либо данные на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка N К-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при проверке законности решения Качинского поселкового Совета 12 сентября 2008 года N 810 подлежат применению нормы законодательства Украины.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Поскольку спорный земельный участок расположен в п. Кача, в пределах ОК "ДСК "Арзу", его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, следовательно в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относится к землям военного городка NК-1, в связи с чем оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Разрешая дело по существу суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 3, 6 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", статьи 9 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", учитывая разъяснения содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело N129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (NN1-10). Земельный участок N1 площадью 1133, 06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (NN1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело N129 содержит координаты границ указанных земельных участков (N1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка NК-1. Информация о вхождении земельных участков N1-10, указанных в Техническом деле N129, в состав военного городка NК-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле N129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1, 2, К-4)" согласно Приложению N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение N1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП), в состав военного городка NК-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0, 01 га), "адрес" (площадью 0, 13 га), "адрес" (0, 5588 га), "адрес" (площадью 0, 5531 и 0, 5243 га), "адрес", 16 (площадью 1137, 87 га). Количество зданий и сооружений военного городка NК-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка NК-1 согласно приложению N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка NК-1, указанному в приложении N1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП.
Из материалов дела также усматривается, что на момент согласования ДСК "Арзу" места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, участок освоен, используется гражданами под огородничество более 20 лет, на участке имеются сети водопровода и электроснабжения, грунтовые проезды, многолетние насаждения (деревья фруктовых пород), ограждения из сетки.
Учитывая изложенное, довод жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка N К-1, использовавшегося Черноморским флотом Российской Федерации как аэродром постоянного базирования Кача, не может быть принят во внимание.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N 75-р от 1995 года "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им.П.Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Решением Севастопольского городского Совета N 932 от 5 мая 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК "Арзу".
Распоряжением Правительства Севастополя от 24 июля 2018 года N установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 16 261 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"для ведения дачного хозяйства".
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности ФИО19. на спорный земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа, зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок на момент предоставления к землям военного городка К-1 не относился, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения земельного участка ответчик не мог предполагать, что приобретаемый земельный участок может относиться к землям военного городка К-1.
Государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок ФИО20 свидетельствует о том, что законность документов, явившихся основанием совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызвала, земельный участок был поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц.
Судами достоверно установлен тот факт, что отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка N К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела N 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 год), а также изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N 75-р от 1995 года, суды правомерно приходят к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы, поскольку с учётом отсутствия в материалах дела чётких и достоверных данных о границах земельного участка, предоставленного Минобороны России, сведений о его формировании, принимая во внимание, что возможность получения дополнительных доказательств по делу полностью исчерпана в суде первой и апелляционной инстанции.
Ссылка истца о том, что заключением специалиста N 196-08/19 от 15 августа 2019 года подтверждается, что предоставленный в частную собственность земельный участок полностью входил в состав земельного участка военного городка N К-1, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
При даче заключения кадастровый инженер руководствовался материалами технического дела N 129 по инвентаризации войсковой части 49311 Черноморского флота от 1994 года. Указанное техническое дело содержит только координаты границ указанных земельных участков (N 1-10) без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военного городка N К-1.
Также отсутствует информация о вхождении указанных земельных участков в состав военного городка в связи с чем, данные материалы по состоянию на 2007 год необоснованно были использованы кадастровым инженером при составлении заключения.
В ходе проведения исследования кадастровый инженер исследовал акт инвентаризации землепользований Черноморского флота, расположенных на территории Севастополя, согласно которому площадь земельного участка N 1 п. Кача (гарнизон) составляет 1194, 5 га, тогда как в Приложении N 2 Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, а также в распоряжении Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП, площадь военного городка N К-1 указана в размере 1137, 87 га, что на 57 га меньше площади указанной в материалах акта инвентаризации, положенному кадастровым инженером в основу своего заключения.
Кроме того из пояснительной записки к материалам инвентаризации, земельный участок, который использует Черноморский флот Российской Федерации по Соглашению между Украиной и Российской Федерацией составляет площадь 3726, 55 га, тогда как общая площадь земельных участков находящихся в пользовании Российской Федерацией для нужд Черноморского флота по состоянию на 01 сентября 2007 года составила 3542, 72 га, что свидетельствует о том, что площади земельных участков уменьшались по соглашению сторон.
В суде апелляционной инстанции был допрошен специалист ФИО9, составивший заключение от 15 августа 2019 года который пояснил, что при составлении исследования он руководствовался только материалами инвентаризации земельных участков от 1994 года в двух книгах. Вопрос об изменении границ земельного участка Минобороны после указанной даты, месте расположения этих границ, в том числе в соотношении с нахождением земельным участком ответчика, не исследовал.
Кроме того, из самого заключения специалиста усматривается, что ФИО9 на место не выезжал, границы военного городка N К-1 на местности также не устанавливал. Документы о границах и площадях земельного участка военного городка на 2007 год не исследовал. Как установил, что материалы Технического дела N 129 относятся к межправительственному соглашению 1997 года, в заключении не указал, и в судебном заседании не пояснял.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заключение N 196-08/19 от 15 августа 2019 года не отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности оценки доказательств и оснований для назначения судебной землеустроительной экспертизы не имелось, с чем также соглашается судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.