дело N 2-1729/2020
8г-8791/2021
г. Краснодар 22 апреля 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 22 апреля 2021 года.
Определение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Ивановой О.Н, Никольской О.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 9 февраля 2021 года по иску прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Метроград", администрация города Симферополя, при участии третьих лиц. Не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление МЧС России по Республике Крым, Управление муниципального контроля администрации города Симферополя, МКУ Департамент финансов администрации города Симферополя, МКУ Департамент капитального строительства администрации города Симферополя, Симферопольский городской совет о возложении обязанности выделить денежные средства на устранение нарушений, а также устранить выявленные нарушения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Солдатова С.А, просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, установил:
прокурор города Симферополя Республики Крым 26 июня 2020 года обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с данным иском, в котором просил: возложить обязанность на администрацию города Симферополя выделить денежные средства на устранение нарушений требований градостроительного законодательства, а также в сфере пожарной безопасности в подземном пешеходном переходе, расположенном по адресу: "адрес" возложить обязанность на МУП "Метроград" устранить нарушения требований градостроительного законодательства, а также в сфере пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, в течение 6-ти месяцев с момента поступления денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Симферополя Республики Крым в ходе проверки технического состояния подземного пешеходного перехода, расположенного в г. Симферополе на проспекте "адрес" выявлено неудовлетворительное состояние конструкций стен, рёбер плит перекрытий, лестничных маршей, а также установлена эксплуатация объекта в нарушение нормативных актов пожарной безопасности: отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, части знаков, обозначающих пути эвакуации и эвакуационных выходов. По результатам проверки 10 апреля 2020 года внесено представление в адрес администрации г. Симферополя об устранении нарушений законодательства при использовании муниципального имущества, которые не устранены. Выявленное ненадлежащее состояние подземного пешеходного перехода создаёт угрозу жизни и здоровья неограниченного круга лиц.
Протокольным определением суда от 23 июля 2020 года, от 18 августа 2020 года, от 21 сентября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены департамент финансов администрации города Симферополя, департамент капитального строительства администрации города Симферополя и Симферопольский городской совет.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 9 февраля 2021 года исковые удовлетворены.
На администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность выделить денежные средства на устранение нарушений требований градостроительного законодательства, а также в сфере пожарной безопасности в подземном пешеходном переходе, расположенном на проспекте "адрес" а именно на:
- выполнение капитального ремонта системы электроснабжения перехода;
- выполнение очистки ливневой канализации от мусора, грязи;
- выполнение полной замены повреждённых металлических рам;
- произведение ремонта плит покрытия перехода путём отбивки повреждённого защитного слоя бетона, очистки арматуры от коррозии с последующим покрытием повреждённого армирования ингибиторами коррозии и последующего восстановления защитного слоя бетона ремонтными составами, например, (ЕМАСО 888 или КАЛЬМАТРОН) по специально разработанному проекту;
- произведение ремонта по восстановлению отделочного слоя плит покрытия и стен ремонтными составами; выполнение просушки строительных конструкций; выполнение устройства гидроизоляционного слоя плит перекрытий перехода, а также в местах сопряжение плит перекрытия со стенами перехода по специально разработанному проекту;
- выполнение усиления плит покрытия в помещении 6?-8? по отдельно разработанному проекту;
- выполнение устройства инъекционной гидроизоляции плит покрытия по всей площади по специально разработанному проекту; выполнение очистки конструкций от грибкового повреждения, после чего выполнить обработку антисептическими препаратами; восстановление отделочного слоя строительных конструкций; выполнение устройства инъекционной гидроизоляции стен по периметру перехода по отдельно разработанному проекту; в помещении (в осях 6?-873") необходимо отбить защитный слой стен, выполнить очистку арматуры от коррозии, затем выполнить обработку ингибиторами коррозии и выполнить устройство нового защитного слоя бетона (не менее 30 мм);
- выполнение должной гидроизоляции конструкций лестничного марша по отдельно разработанному проекту. Выполнить просушку строительных конструкций. Удалить биопоражения, выполнить зачистку участка, выполнить обработку антисептиками. Очистить оголённую арматуру и металлические элементы от коррозии, покрыть их ингибитором коррозии, после чего восстановить защитный слой бетона ремонтным составом, например, ЕМАСО 888 или КАЛЬМАТРОН; выпуск авторского листа по выполнению огнестойкой проходки, состоящей из материалов: ПК-Терма тип А, изоляции Rockwool; выполнение вертикальной гидроизоляции стен колодца, рекомендуется использовать битумную обмазочную гидроизоляцию (в 2-3 слоя); выполнение устройства новых пандусов лестничных маршей по отдельно разработанному проекту, согласно СП 59.13330.2012 совместно с ОДМ 218.2.007-2011;
- выполнение ремонта по восстановлению парапетов. Выполнить заполнение трещин ремонтными составами и выполнить бетонирование отстающих элементов, приварить (восстановить) отсутствующую часть забора;
- выполнение ремонта лестничных маршей по специально разработанному проекту;
- на участках прохода тоннелей выполнить устройство нового гидроизоляционного слоя из наплавляемых материалов по плитам покрытия тоннеля, в местах участках стыков лит покрытия и парапетных стен выполнить узлы сопряжения единым контуром с основной гидроизоляцией покрытия для формирования единого "корыта", препятствующего проникновению влаги на несущие конструкции, а также внутрь переходов;
- на выполнение укладки геотекстиля или георешеток для увеличения долговечности дорожного покрытия.
На МУП "Метроград" возложена обязанность устранить нарушения требований градостроительного законодательства, а также в сфере пожарной безопасности, выявленные в ходе проведения проверки, в течение 6-ти месяцев с момента поступления денежных средств.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация города Симферополя Республики Крым обратилася в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что принятые судебные акты незаконны, в связи допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Симферополя с привлечением органов пожарного контроля была проведена проверка соблюдения требований законодательства, в том числе о пожарной безопасности при эксплуатации подземного пешеходного перехода, расположенного по адресу: г. Симферополь, пр. Кирова, 17 лит "А", в ходе которой были выявлены факты ненадлежащего содержания муниципального имущества, выражающиеся, в частности, в нарушении требований пожарной безопасности при эксплуатации подземного пешеходного перехода, в связи с чем, прокуратурой г. Симферополя в адрес Администрации г. Симферополя вынесено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий (т.1, л.д. 8-11).
Из ответа администрации города Симферополя на представление от 8 мая 2020 года усматривается, что устранить нарушения в полном объеме не представляется возможным, в связи с необходимостью дорогостоящего обследования технического состояния всех 18 подземных пешеходных переходов города и отсутствием необходимых денежных средств у МУП "Метроград", которому дополнительно поручена разработка нормативных актов, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности в подземных пешеходных переходах (т.1, л.д.12-13).
Материалами гражданского дела подтверждается, что техническим заключением ООО "Главленэксперт", выданным в 2019 году, по результатам обследования строительных конструкций подземного пешеходного перехода, расположенного в городе Симферополе на проспекте Кирова, 17 лит. "А", установлены и выявлены следующие дефекты: разрушение отделочного слоя стен, следы замачивания; участки увлажнения по стеновым конструкциям; отсутствие гидроизоляции наружных стен; разрушение защитного слоя бетона, оголение и коррозия арматуры; разрушение защитного слоя бетона ребра плиты покрытия; следы протечек на плитах перекрытия, разрушение отделочного слоя; разрушение защитного слоя бетона ребристой плиты покрытия на опорном ребре, оголение арматуры, высокая степень коррозии арматурных стержней, их расслаивание; увлажнение строительных конструкций покрытия; множество следов протечек и замачивания конструкций покрытия; пандусы не оборудованы с обеих сторон перилами с двумя поручнями; ширина полозья либо меньше требуемой ил больше требуемого значения; разрушение защитного слоя бетона, оголение и коррозия арматуры лестничного марша, а также переувлажнение и замачивание; образование биопоражений (грибок); повреждение декоративных плит, проседание ступеней; поверхностная коррозия металлических конструкций; отсутствие проектной и исполнительской документации на электроснабжение; не обеспечена возможность смены электропроводки; проходы через стену не заделаны огнестойким материалом; вывод проводов из ЩО заделаны горючими материалами; нарушена целостность защитных гофр; отсутствует заземление; отсутствует комплект СИЗов; коррозия металлических опорных рам под решётки дождеприемников вследствие их засора (т.1, л.д. 92-136).
Данное заключение сторонами не оспорено, сведений о составлении сметы и выполнении определённого в нём объема работ суду не предоставлено.
Из ответа МКУ Департамент финансов администрации города Симферополя от 20 июля 2020 года на обращение правового департамента аппарата администрации города Симферополя о выделении средств на обеспечение норм градостроительного законодательства и устранение нарушений в сфере пожарной безопасности в подземном пешеходном переходе, расположенного в городе Симферополе на проспекте "адрес" следует, что при формировании бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2020 год предложений от равных распорядителей бюджетных средств по планированию указанных расходов не поступало, средства не планировались (т. 1, л.д. 137).
Право хозяйственного ведения в отношении подземного пешеходного перехода, как муниципального имущества, расположенного в Симферополе на проспекте Кирова. 17 лит. "А", закреплено на основании решения Симоеропольского городского совета от 29 сентября 2016 года N 948 за Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Метроград" (т.1, л.д.14-16).
Постановлением администрации города Симферополя от 30 мая 2019 года N 2792 "Об организации размещения торговых мест в подземных пешеходных переходах на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" утверждено Временное положение об организации размещения торговых мест в подземных пешеходных переходах на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а пунктом 2 Постановления на МКУ Департамент капитального строительства администрации города Симферополя, Управление торговли и бытового обслуживания населения, МУП "Метроград" возложены обязанности по проведению мероприятий по приведению подземных пешеходных переходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности, санитарными нормами и правилами, иными актами законодательства, обеспечивающими безопасность граждан (т.1, л.д. 164-194).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции законно и обоснованно указал, факт передачи объектов недвижимости в хозяйственное ведение не освобождает Администрацию г. Симферополя, как собственника, от осуществления текущего содержания, ремонта и реконструкции объектов муниципального имущества, а непринятие ответчиком надлежащих мер по содержанию подземных пешеходных переходов является не только нарушением требований градостроительного законодательства, а также в сфере пожарной безопасности, но и создаёт угрозу жизни и здоровья неограниченного круга лиц.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласие вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности: ". требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления (статья 34 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
На основании части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает законными и обоснованными.
Фактически доводы кассатора сводятся к переоценке выводов апелляционного суда, что не может являться достаточным основанием для отмены судебного акта. В соответствии со статьей 347 ГПК РФ дело проверено кассационным судом в пределах доводов кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, определение апелляционной инстанции является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене судебного акта, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств ненадлежащей кассационный суд не находит.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи О.Н. Иванова
О.Л. Никольская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.