Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, установил:
постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 24 июля 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Дугарова А.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, а дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 24 июля 2020 г. (протокол об административном правонарушении N от 17 июля 2020г.) Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за то, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования (вручено 27 февраля 2020 г.), не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера по состоянию на 31 марта 2020 г, а именно: не обеспечило ФИО6 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления жилого фонда, отвечающее требованиям действующего законодательства и санитарным нормам.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, отменив постановление и прекратив производства по делу руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья вышестоящего суда.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, свои выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения, судебные инстанции мотивировали тем, что требование исполнительного документа не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, его вина отсутствовала, поскольку на момент исполнения судебного решения об обеспечении ФИО6 жилым помещением, не был сформирован специализированный жилищный фонд, отсутствовало достаточное финансирование. 27 декабря 2019 г, 30 января 2020 г, 5 февраля 2020 г, 18 февраля 2020 г, 16 марта 2020 г, 3 июня 2020 г, 23 июня 2020 г. лицом, привлеченным к административной ответственности, в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда; 13 марта 2020 г. согласован план приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, на 2020 г. В настоящее время проводятся процедуры электронных аукционов на приобретение жилья на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако, недостаточное финансирование, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, о наличии основания для прекращения производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доказательства, подтверждающие доводы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и выводы судов об отсутствии специализированного жилищного фонда и надлежащего финансирования, проведения электронных аукционов, в материалах дела отсутствуют.
Судебными инстанциями фактически не проверено являлись ли меры, на которые ссылается лицо, привлеченное к административной ответственности своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения в отношении конкретного взыскателя.
Установив, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обращалось по вопросу недостаточности финансирования, потребности в соответствующих жилых помещениях, суд не учел, что в отношении части представленных в подтверждение писем, отсутствуют сведения о направлении и получении их адресатами.
Данных, свидетельствующих о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, в установленные в требовании сроки, обращалось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, из представленных материалов также не усматривается.
Таким образом, выводы, приведенные в решениях, не основаны на материалах дела, оснований для прекращения производства по делу по приведенным судами мотивам, не имелось.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судами не выполнены в полом объеме требования ст. 24.1 КоАП РФ.
Допущенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.
Руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 г, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе защитника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 24 июля 2020 г. направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.