Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Дугаровой Аюны Цырендоржиевны на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 сентября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 3 ноября 2020г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (далее также Министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 22 июля 2020г. Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 3 ноября 2020г, постановление должностного лица от 22 июля 2020г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Дугарова А.Ц, вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене указанных судебных решений и направлении настоящего дела на новое рассмотрение.
Министерство, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом Дугаровой А.Ц. жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на него не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что Министерство в установленный судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия срок в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного Министерству (должнику по исполнительному производству) 27 февраля 2020г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС "данные изъяты" требования неимущественного характера, а именно: не предоставило Б, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Северобайкальске Северобайкальского района Республики Бурятия.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия постановления от 22 июля 2020г. о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судья районного суда, разрешая дело по существу, пришёл к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав, что на момент исполнения решения Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 августа 2019г. у Министерства отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд и не имелось достаточного финансирования для исполнения оязательства.
Судья Верховного Суда Республики Бурятия счел выводы судьи нижестоящей судебной инстанции обоснованными, признав наличие объективных препятствий в своевременном исполнении должником требований исполнительного документа (исполнительный лист "данные изъяты").
Между тем выводы судебных инстанций вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование выводов об отсутствии в действиях Министерства состава административного правонарушения судебные инстанции сослались на то, что 18 декабря 2019 г. между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение N 073-09-2020-467 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем в период с 27 декабря 2019 г. по 23 июня 2020 г. лицом, привлеченным к административной ответственности, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "Управление капитального строительства Республики Бурятия" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда; 13 марта 2020 г. согласован график приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, на 2020г.; в период судебного разбирательства проводятся электронные аукционы на основании Федерального закона от 5 апреля 2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако судебными инстанциями не принято во внимание, что недостаточное финансирование не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за совершение вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что надлежащая оценка доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведена; заявленные доводы лица, привлеченного к административной ответственности, о своей невиновности судом фактически не проверены; какие-либо объективные доказательства, которые могли бы бесспорно подтвердить доводы Министерства, судом не исследовались и к материалам дела не приобщены; выводы судебных инстанций об отсутствии вины Министерства в совершении вмененного правонарушения должным образом не мотивированы, не учитывают положения ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Ссылаясь на письма, направленные Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "Управление капитального строительства Республики Бурятия" в период с 27 декабря 2019 г. по 23 июня 2020 г. о предоставлении благоустроенных жилых помещений, и на соглашение от 18 декабря 2019 г. N 073-09-2020-467 о предоставлении из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Республики Бурятия субсидии на приобретение жилья, судебные инстанции не выяснили, являлись ли вышеуказанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения от 19 августа 2019г.; судами также не установлено, имелись ли у Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия объективные препятствия для принятия своевременных мер к формированию специализированного жилищного фонда и своевременному внесению предложений о выделении средств на осуществление соответствующих полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Предоставление Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия после возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, отсрочки исполнения судебного решения об обеспечении Б. жилым помещением, основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ не является, поскольку заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда подано в Железнодорожный районный суд Республики Бурятия представителем Министерства 16 июля 2020г. после составления должностным лицом 15 июля 2020г. протокола об административном правонарушении.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех юридически значимых обстоятельств по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не соблюдены, всесторонне и полно имеющиеся доказательства не исследованы.
Допущенные судьей районного суда нарушения не устранены судьей Верховного Суда Республики Бурятия, что привело к несоблюдению порядка рассмотрения дела, предусмотренного ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 сентября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 3 ноября 2020г. нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 8 сентября 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 3 ноября 2020г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.