Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, установил:
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 24 июля 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 ноября 2020 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе заместитель начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугарова А.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно материалам дела, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, являясь должником по исполнительному производству N-ИП, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного должнику 27 февраля 2020 г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС N) требования неимущественного характера, а именно: не предоставило ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма в "адрес".
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия постановления от 24 июля 2020 г. о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Проверяя законность постановления должностного лица, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем, принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, судебные инстанции указали на то, что на момент исполнения судебного решения о предоставлении ФИО6 благоустроенного жилого помещения, не был сформирован специализированный жилищный фонд и отсутствовало достаточное финансирование, поэтому Министерство не имело реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в установленный срок.
При этом суд сослался на то, что в период с 27 декабря 2019 г. по 23 июня 2020 г. лицом, привлеченным к административной ответственности, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда; 13 марта 2020 г. согласован график приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, на 2020 г.; проводятся электронные аукционы на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, анализ доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведен; доводы лица, привлеченного к административной ответственности, приняты и положены в основу обжалуемых актов, однако судом фактически не проверены; выводы судебных инстанций должным образом не мотивированы.
Ссылаясь на письма, направленные в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ" в период с 27 декабря 2019 г. по 23 июня 2020 г. о предоставлении благоустроенных жилых помещений, суд не выяснил, являлись ли указанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения конкретного судебного решения, вынесенного 14 ноября 2019 г, и вступившего в законную силу 13 января 2020 г.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Вместе с тем, основания для отмены обжалуемых судебных решений отсутствуют ввиду следующего.
Как усматривается из представленных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, имели место 31 марта 2020 г.
Следовательно, срок давности привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 31 марта 2021 г.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Министерства к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные решения отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 августа 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 ноября 2020 г, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.