Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Самулина С.Н, судей: Гринсона Е.М, Чистяковой Е.А, при секретаре Кузнецовой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Мамаева А.В. на приговор Черногорского городского суда Республики Хакасия от 06 октября 2020 года и апелляционное постановление Верховного Суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 года, а также уголовное дело.
Приговором Черногорского городского суда Республики Хакасия от 06 октября 2020 года
Мамаев Алексей Васильевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин Российской Федерации, судимый:
- 02 марта 2016 года Черногорским городским судом Республики Хакасия по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 1 году лишения свободы, условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев; постановлением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 июля 2016 года испытательный срок продлен на 1 месяц;
- 10 октября 2016 года Черногорским городским судом Республики Хакасия по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 02 марта 2016 года, в силу ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 02 марта 2016 года, окончательно назначено лишение свободы на срок 1 год 6 месяцев;
- 26 января 2017 года Абаканским городским судом Республики Хакасия по ч. 1 ст. 159.1 УК РФ к 10 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 10 % заработка, в соответствии с ч. 5 ст. 69, ст. 71 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 10 октября 2016 года к 1 году 8 месяцам лишения свободы; освобожденный 23 мая 2018 года по отбытии наказания;
- 11 декабря 2018 года мировым судьей судебного участка N 4 г. Черногорска Республики Хакасия по ч. 1 ст. 175 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы, условно с испытательным сроком 1 год; постановлением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 04 сентября 2019 года условное осуждение отменено, приговор приведен к реальному исполнению наказания с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с момента фактического задержания; неотбытый срок наказания составляет 25 дней, осужден по
- ч. 1 ст. 232 УК РФ к 1 году 2 месяцам лишения свободы, На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров постановлено частично присоединить неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка N 4 г. Черногорска Республики Хакасия от 11 декабря 2018 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца 20 дней, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
В срок наказания постановлено зачесть время содержания Мамаева А.В. под стражей по данному уголовному делу с 06 октября 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день, в соответствии с требованиями с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Приговором разрешен вопрос о мере пресечения, определена судьба вещественных доказательствах.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 года указанный приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Самулина С.Н, выступления осужденного Мамаева А.В, защитника по назначению - адвоката Беляеву О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Клековкиной К.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Мамаев А.В. признан виновным и осужден за систематическое предоставление помещения для потребления наркотических средств, совершенное в период с 05 февраля 2019 года по 08 февраля 2019 года в г. Черногорске Республики Хакасия, при обстоятельствах, установленных судом и подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Мамаев А.В. выражает несогласие с приговором, и в обоснование своих доводов указывает, что по приговору от 11 декабря 2018 года ему определено 9 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, которые он фактически отбыл 31 октября 2020 года и на момент вступления в законную силу обжалуемого приговора - 19 ноября 2020 года, наказание отбыл в полном объеме, однако суд этого не учел.
Просит приговор изменить, путем частичного сложения наказаний зачесть в срок назначенного по нему наказания фактически отбытое по приговору от 11 декабря 2018 года наказание с 01 февраля 2020 года по 31 октября 2020 года в виде 9 месяцев лишения свободы.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Кузьмина М.В. считает изложенные в ней доводы несостоятельными, а судебные решения законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Дело по ходатайству осужденного рассмотрено в порядке гл. 40 УПК РФ с соблюдением требований ст. 316 УПК РФ.
Обвинение, с которым согласился осужденный Мамаев А.В, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Действия Мамаева А.В. судом квалифицированы правильно.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, который судим, на учете у психиатра не состоит, "данные изъяты", характеризуется по месту жительства удовлетворительно, как привлекавшийся к административной ответственности, по месту отбывания наказания, как привлекавшийся к дисциплинарной ответственности, а также с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Так, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание осужденного, суд учел активное способствование расследованию преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетнего ребёнка, состояние здоровья осужденного.
В то же время, в качестве обстоятельства, отягчающего наказание осужденного Мамаева А.В, судом обоснованно учтено наличие в его действиях рецидива преступлений.
Таким образом, все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были учтены судом при решении вопроса о виде и размере наказания Мамаеву А.В, которое является справедливым и соразмерным содеянному.
С учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, суд обоснованно пришел к выводу о назначении Мамаеву А.В. наказания в виде реального лишения свободы, не усмотрев оснований для применения условного осуждения в соответствии со ст. 73 УК РФ.
Применение положений, предусмотренных ст. 64 УК РФ, является правом, а не обязанностью суда, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, которых суд при назначении Мамаеву А.В. наказания обоснованно не усмотрел.
Выводы суда о виде и размере наказания надлежащим образом мотивированы, назначенное наказание является справедливым, соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, и не является чрезмерно суровым, оснований для его смягчения не имеется.
Осужденному Мамаеву А.В. в соответствии со ст. 58 УК РФ судом верно определен и вид исправительного учреждения.
Доводы жалобы о необходимости назначения наказания по правилам ст. 69 УК РФ и сложения к назначенному наказания отбытой части наказания по предыдущему приговору, являются несостоятельными.
Приговор от 11 декабря 2018 года приведен к исполнению с момента отмены Мамаеву А.В. условного осуждения - с 04 сентября 2019 года, начало срока отбывания наказания в виде лишения свободы исчисляется с момента фактического задержания осужденного - с 01 февраля 2020 года.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" (п. 55 абзац 3), в случае совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, неотбытой частью наказания считается срок, оставшийся на момент избрания меры пресечения в виде содержания под стражей за вновь совершенное преступление.
Мера пресечения в виде заключения под стражу по настоящему делу Мамаеву А.В. избрана приговором 06 октября 2020 года.
Следовательно, на момент окончания срока, неотбытая часть наказания по приговору от 11 декабря 2018 года составляла 25 дней, из которых судом в порядке ст. 70 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединено 20 дней.
Поскольку период с 01 февраля 2020 года по 06 октября 2020 года относится к отбытой части наказания по предыдущему приговору, то не мог быть зачтен судом в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, поскольку относится к отбытой части наказания по предыдущему приговору. В связи с этим доводы Мамаева А.В. о неверном исчислении срока наказания являются несостоятельными.
Апелляционное постановление соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на проверке доводов апелляционной жалобы осужденного, решения суда первой инстанции, исследованных материалов дела и являются правильными.
Нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение судебных решений, допущено не было.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Черногорского городского суда Республики Хакасия от 06 октября 2020 года и апелляционное постановление Верховного Суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 года в отношении Мамаева Алексея Васильевича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Мамаева А.В, - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Самулин
Судьи Е.М. Гринсон
Е.А. Чистякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.